Живописные вершины Нижнего

«Волжский проект» на «Золотой карте России»

 выставка Нижнего

экспозиция

Игорь Шевелев

 

Многолетний проект Третьяковской галереи «Золотая карта России» связан с показом в столице живописных шедевров из провинциальных музеев страны. Под конец третьего десятка дошла очередь и до Нижнего Новгорода, чей художественный музей может, впрочем, поспорить по долгожительству и с самим детищем братьев Третьяковых.

 

В 2006 году, когда Третьяковка будет отмечать 150-летний юбилей, музей Нижнего Новгорода отметит 110-ю годовщину своего открытия «для публики». А указ о его создании был принят еще за два года до этого, в 1894 году, когда император Александр III решил развивать вечно актуальную для России национальную идею развития провинции.

Выставка в Третьяковке, на которую приехало 64 живописных полотна, дает представление о формировании и составе всего нижегородского собрания. Это, во-первых, «арзамасская школа живописи», основанная на создании в самом начале XIX века первой в провинции живописной школы. Во-вторых, это богатая усадебная культура и вычерпанные из коллекций Шереметевых, Орловых-Давыдовых, Абамелек-Лазаревых бесспорные портреты кисти Федора Рокотова, Карла Брюллова, Алексея Венецианова. В-третьих, это значительный вклад из личного собрания Максима Горького, некогда почетного члена комитета по управлению музеем. Изрядный любитель живописи и коллекционер, он вроде бы оставил по завещанию Нижегородскому музею картины Кустодиева, висевшие у него на стенах дома, а также серию мистических картин Николая Рериха 1925 года.

И, наконец, столь модный сегодня авангард начала ХХ века. На революционной волне в Нижнем вздумали создать новый Музей живописной культуры, и Александр Родченко даже отобрал для него картины Ларионова и Гончаровой, Розановой, Кончаловского и других. В эпоху «борьбы с космополитизмом» на рубеже 1940-50-х годов их едва не уничтожили, но, говорят, работники музея не исполнили предписания. Зато теперь «Импровизация №9» Василия Кандинского или картина Казимира Малевича зарабатывают музею деньги, непрерывно участвуя в зарубежных выставках. За последние десять лет нижегородцы видели их у себя, в общей сложности, месяца два, не больше. В Москву они «из загранки» тоже не приехали.

Да, не забыть еще советский опыт музейной взаимопомощи, когда в 1930-е годы в музей была передан в качестве дара отличная картина Алексея Саврасова «Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода», купленная, кстати, в свое время самим Третьяковым для своего собрания. А Русский музей «поделился» серовским портретом Зинаиды Юсуповой, тоже неслабой вещью. Теперь Саврасов ненадолго вернулся в Третьяковку вместе с видами Нижнего кисти Никанора Чернецова, Алексея Боголюбова и Константина Юона.

Такими вот совокупными усилиями людей и судеб в Нижнем Новгороде и возник художественный музей почти столичного значения по качеству собрания, сливки которого месяц будут теперь демонстрироваться в столице. За время проекта «Золотая карта России» возник даже особый слой любителей прекрасного, которые стараются не пропустить ни одной выставки этого цикла, те того заслуживают. А всего за месяц ее посещают, как правило, до 15 тысяч зрителей, что немало. Чуть не забыл. В свою очередь, в Нижнем Новгороде через несколько дней откроется большая ответная выставка из Третьяковки - «Пленники красоты». Ну, и уж особый подарок - к новому празднику 4 ноября там будет открыта копия памятника Минину и Пожарскому работы Зураба Церетели.

Тем временем, приблизился юбилейный для Третьяковской галереи год полуторавекового юбилея, что не может не отразиться на будущих выставочных планах. Скоро откроется выставка Алексея Саврасова к 175-летию со дня его рождения. Пройдет большая историко-художественная выставка, посвященная братьям Третьяковым, Павлу и Сергею Михайловичам. Из Парижа весной приедет музей Орсе, что можно считать неплохим подарком ко дню рождения, а через год москвичи увидят выставку «Уистлер и Россия», в основном, из собрания лондонской Тейт галереи. Ну и, конечно, российские музеи будут наперебой ублажать своими шедеврами москвичей в стенах любимой, да еще и оюбилеенной, Третьяковки.

Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи