Книжный червь
Игорь Шевелев
Образ мира для недоумков
Бернар Вербер — бестселлеры с того света
Помню, как больше десяти лет назад напечатал в упокоившейся ныне газете «Мегаполис-экспресс» статью об отечественных некронавтах — энтузиастах, которые специально входили на короткое время в состояние клинической смерти, чтобы познать тот свет, и что из этого вышло.
Герой романа французского писателя Бернара Вербера «Империя ангелов», написанного в 2000 году, как раз такой любознательный исследователь-некронавт. Роман начинается, впрочем, с того, что он умирает по-настоящему и не по своей воле, — в его дом врезается «Боинг» (см. дату выхода романа!). Парень отправляется на тот свет, где быстро и умело проходит все загробные небеса, предстает перед судьями, которые отправляют его на воспитательную реинкарнацию опять в земную жизнь, но за него вступается ангел-хранитель в лице писателя Эмиля Золя, добивается пересмотра дела, и герой оказывается в чине ангела или шестерки по общей космической классификации. Теперь на его попечении три земных души, за которые уже он будет отвечать после их смерти как адвокат.
Как достаточно молодой, но опытный мастер бестселлерной прозы (а его книги разошлись по миру тиражом в 10 миллионов экземпляров, и уже моя дочь принесла книгу домой, дали друзья), Бернар Вербер держит нос по ветру. А ветер доносит до опытного нюха, что в моде ангелы, перерождения, тот свет. Вот и знаменитый дизайнер и модельер Пако Рабанн рассказывал мне, как прилетел сорок тысяч лет назад с Альдебарана улучшать земную породу, перечислял предыдущие земные рождения и бизнес-план на ближайшее загробье.
Бернар Вербер тоже описывает заоблачные местности с дотошностью топографической схемы. Вот озеро зачатий, где ему выбирают будущих клиентов. Герою достаются мальчики из Франции и Санкт-Петербурга и девочка из Америки. За два месяца до рождения выбирается душа человечка. Вот это перемежается краткими инструкциями по поведению в свете общей метафизической картины мира.
Как и следовало ожидать, загробье француза бюрократично и рассудочно. Такова вселенная, — что с той, что с этой стороны света и тьмы, — подтверждаемая ссылками на ученых. Если резюмировать вкратце, то не делай зла, приятель, и все будет хорошо, в том числе и для тебя. Впрочем, если бунтуешь, это тоже нормально, ангелы и их старшие товарищи — плюралисты не хуже чем в Евросоюзе. Поцелуй ангела со следом ямочки под носом — и человек забыл предыдущую жизнь, чтобы обрести то же самое в нынешней.
Подопечные нашего ангела растут, а приятель по земной жизни подбивает его узнать, что творится на следующей сфере, откуда начальство наверняка манипулирует рядовыми ангелами. Но даже это не может развеять райской скуки, из-за которой там нет мух. Вся эта небесная иерархия сочинена неким Эдмондом Уэллсом (альтер эго автора), и она же рекламируется им и его ангельскими приспешниками.
Тем временем подопечные героя подрастают в Америке, Франции и России. Забавно наблюдать, какой видится автору последняя. Столь же далекой от реальности, как тот свет, где, добравшись до иных галактик, один из ангелов прежде всего интересуется у тамошних существ, есть ли у них евреи.
Не успев задуматься о психическом здоровье тех, кто покупает подобные книги, делая их бестселлерами, натыкаешься на русского персонажа, который, слушая в наушниках «Ночь на Лысой горе» Мусоргского, ведет бой в чеченском селении с сепаратистами, привезшими туда на джипах ракетную установку. Делается интересно, если ли в иных галактиках такие русские.
Иногда кажется, что девять десятых книжного рынка нащелкано на клавиатуре писателя Хлестакова с легкостью в мыслях необыкновенной. Потом смотришь в окно — нет, жизнь сама подражает таким книгам. Вот и салат оливье придумал француз — покрошить все, что в голову придет и под руку попадется. И ни в коем случае не быть умнее читателя, даже наиглупейшего, иначе не переварит. Автор не умнее, он просто знает больше, чем ничего.
И вот продукты его знания, — кентавры и Прудон, Сара Бернар и Мата Хари, Флобер и Монгольфьер, Симона Синьоре и Тулуз-Лотрек сидят в амфитеатре одного из небес и слушают лекции того самого заместителя творца по научной части Эдмонда Уэллса. Это уже в следующей книге Бернара Вербера «Мы, боги». Она, продолжая предыдущую, является в то же время началом новой трилогии, об экранизации которой ведутся переговоры. Но у нее и так уже миллион читателей. Ибо, как сказал классик: «Что наша жизнь? — Объем продаж!»
Пересказывать эти книги затруднительно, поскольку главное для их читателя, как я понимаю, это не отдавать себе отчета в том, что читаешь. Например, собрали на том свете 144 француза на учебу (одних французов, чтобы избегать национальных конфликтов, а то попадет такой русский с Мусоргским в голове, хлопот не оберешься). Но тут одному из них, а именно Клоду Дебюсси, вырывают сердце. Инструкторша-богиня говорит, что это сделал один из остальных, — богоубийца. И далее в том же роде. Э-эй, уж не пародия ли автор?
44-летний Б. Вербер начал писать в семь лет и с тех пор, кажется, не останавливается. После факультета права пошел на журналистику, где открыл для себя Айзека Азимова, Филипа Дика и Фрэнка Херберта. Пресытившись журналистикой, закончил сценарные курсы. После чего не смог не обнаружить в себе задатков пророка и создал ассоциацию анализа вероятных сценариев развития человечества, а также «клуб визионеров», который периодически собирается в крупных книжных магазинах Парижа — поближе к этим самым объемам продаж.
Остается добавить, что к чести так называемой культурной французской элиты она Вербера в упор не видит. Хотелось бы надеяться, что его и нет на самом деле, но врожденный пессимизм бубнит обратное: будущий сценарий развития человечества — неблагоприятен. Все говорят: нет правды на земле. Но правды нет и выше. Там уже — Вербер.
Бернард Вербер «Империя ангелов». М.: Гелеос, Рипол классик, 2005.
Бернард Вербер «Мы, боги». М.: Гелеос, Рипол классик, 2005.
Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи