Советский сон
Выставка «Made in USSR» в зале «На Тишинке»
Экспозиция
Игорь Шевелев
Девушка с веслом и ложка из гулаговской проволоки, детская елка с игрушками и облигации третьего займа, портрет Булганина и джаз первых стиляг, воспоминания о застольях и очередях и водка с правильной селедкой на фуршете, - что еще надо настоящему любителю искусств для счастливой старости…
Выставка «Made in USSR», которая проходит в зале «На Тишинке» в одноименном торговом центре, охватывает, кажется, все внешние признаки ушедшего в прошлое строя. У мертвого дракона даже яд и зубы обретают эстетическое и музейное измерение, особенно, если к нему примешивается у зрителя ностальгия по детским годам. Слоники на бабушкином диване с подушками, настенный коврик с оленями, тут же пионерский галстук, боксерские перчатки, фото Любови Орловой и старый телефонный аппарат на стене. Кажется, что все предметы, когда-то продававшиеся здесь же, на Тишинке, оказались разобраны галереями и антикварными лавками, обретя совершенно иной контекст, а вместе с ним и цену.
Все, что представлено на этой выставке-ярмарке, можно купить, чем и вызвано появление на ней многих знаменитых и узнаваемых лиц, - после краха антикварного рынка на русское искусство XIX века эстетически развитые толстосумы переключаются на более безопасную советскую эпоху, которую нет смысла подделывать, потому что и так всего через край. В этом окружении и советская живопись воспринимается как родная, - иной, кроме той, что видим, и не могло быть. И лактионовское «Письмо с фронта», и герасимовские «Сталин и Ворошилов на кремлевской прогулке» (они же «Два вождя после дождя»), и более аполитичные крымские пейзажи и московские портреты и натюрморты, и даже ленинский бюстик в углу «красного уголка» становятся предметами в интерьере, - вряд ли они из Третьяковки, скорее, из универмага, но это ведь и даже более аутентично.
В выставке принимают участие более десятка галерей, пространство замкнуто кругом, двигаться по которому можно до бесконечности. Наматывая круги, ты вникаешь во все новые подробности фарфоровых балерин и пионеров, елочных игрушек из папье-маше, книжных рисунков лисичек-сестричек и дядь Степ, вынырнувших из забытого сна портрета Макаренко, зековских ватников, старых акварелей, мелкой пластики и крупного идеологического бреда. И оказывается, что все барахло недавно закончившегося века это и есть антиквариат, включая велосипед и санки на стене балкона. А уж советский сон разума рождает чудовищ ностальгии по уютному коммунальному уголку, будь то общий сортир или мамин живот, из которого ты еще не выпал на этот лучший из коммунистических миров.
Прямая речь
На вопросы корреспондента РГ отвечает искусствовед и автор проекта «Made in USSR» Наталья Сопова
Российская газета / Для чего и как часто вы проводите эти выставки «На Тишинке?»
Наталья Сопова / Если коротко описать цель наших выставок, то это – сохранение, осмысление и оценка бытовой культуры и искусства ближайшего к нам советского прошлого. Мы проводим выставки-ярмарки «Made in USSR» дважды в год. Нынешняя – уже третья по счету, и можно говорить о безусловном росте интереса к ней со стороны галерей, искусствоведов, антикварных салонов, и, конечно, со стороны покупателей и зрителей.
РГ / Чем это вызвано, на ваш взгляд?
Сопова / Мы видим, как сейчас складывается мифология советского прошлого, зачастую совершенно неадекватная тому, что было на самом деле. Наша задача заключается отчасти и в том, чтобы откорректировать этот ностальгический заказ, приблизить его к реальности, напомнить о том, что, действительно, происходило, - через предметный мир, окружавший советского человека. Присмотритесь внимательнее к тому, что было, и вы поймете, что это было.
Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи