Роман-симптом

Бестселлеры теперь пишут тинейджеры

 

Литература

Игорь Шевелев

 

Первый роман 19-летней француженки Фаизы Ген «Туда-сюда», вышедший в санкт-петербургском издательстве «Лимбус-пресс» в серии «для тинейджеров» - это один большой симптом. Не считая того, что его легко и интересно читать.

 

Книга «Туда-сюда» это дневник юной марокканки, которая живет с мамой в парижском пригороде, описывая свою ежедневную девичью жизнь, в которой вроде бы ничего особого не происходит. Кроме, разве что того, что именно в квартале, где живет рассказчица Дориа и произойдут известные волнения и поджоги осени нынешнего года, сотрясшие Францию да и всю Европу. Ибо роман датирован 2004 годом, и жизнь этого квартала, где живут, в основном, арабы из Марокко, Алжира, Туниса и других стран, описана изнутри юным человеком, возможно, из самых неблагополучных.

Неграмотная мама из марокканской деревни, отец ее бросил и уехал обратно в Марокко, чтобы новая жена родила ему долгожданного наследника, а не никчемную девчонку. Мама работает горничной в отеле «Формулы-1», но теряет и эту работу. Денег нет, несмотря на выплаты и талоны социальной службы на еду и одежду, помощь соседей, которые могут подбросить пару десятков евро и старую одежду, дешевые распродажи и тому подобное. Все равно за квартиру платить нечем, телефон отключен.

Впрочем, потерянной девчонка себя не чувствует. Насмешки одноклассниц и прохожих над ее дурацкой одеждой пропускает мимо ушей. Да, учеба ей не дается, только учительница рисования похвалила за оригинальное мышление. Но и тут особой трагедии нет. Она посещает бесплатно психоаналитика, которая готовит ее к взрослой цивилизованной жизни. Реклама, масскульт, новости и фильмы по телевизору формируют ее взгляды на жизнь и себя, ее мечты и желания. Знакомые парни торгуют наркотиками, воруют автомобили, кто-то садится за наркотики в тюрьму на год, где подпадает под влияние исламских фундаменталистов. И все-таки окружающее общество старается снивелировать возможную агрессию иммигрантских пригородов.

Героиня романа и автор дневника уже не ощущает себя марокканкой, она – француженка, почти парижанка, живущая в получасе езды до Эйфелевой башни, хотя у нее с матерью и нет денег на билет, чтобы попасть внутрь и увидеть Париж с высоты птичьего полета. Чужая для этой страны ее мать, но вот и ту устраивают на бесплатные курсы, чтобы она научилась грамоте, расширила круг общения и сумела правильно составить заявление на работу. Да и саму девочку не оставляют на второй год, - в школах и так нехватка мест, - а отправляют учиться на курсы парикмахерш.

Да, социальная ситуация с эмиграцией сложная, но решается она отнюдь не агрессивными методами, а постепенно – с помощью социальных инфрастуктур и личной благотворительности и доброты. Весь мир научился уроку русской революции с ее взаимной ненавистью и агрессией. Только Россия не научилась. И наша реакция на французские события, и разжигание собственной ксенофобии и человеконенавистничества по-прежнему резко выделяют нас из цивилизованного мира, увы.

Роман Фаизы Ген, который сравнивают с «Дневником Бриджит Джонс», выстроен достаточно умело, что говорит, видимо, не столько о гениальности юного автора, сколько об умелой работе редактора или как он там называется в современных издательствах, делающих бестселлеры. В СССР тоже был институт литературных редакторов, сотворивших, по сути, многих корифеев советской литературы, - достаточно посмотреть, что начали сочинять те же писатели в отсутствие редактуры. Теперь литературные редакторы возвращаются, исполняя заказы издательств, - так состоялось второе рождение Александра Проханова, к бестселлерам которого явно приложили руку новые текстоделы.

И еще один симптом развития новой литературы: раскупаемые ныне тексты сочиняют до неприличия молодые авторы. Вспоминаю, как жаловался мне один заслуженный и некогда очень модный писатель, что американцы отказались печатать его новый роман, предпочтя выплачивать миллионные авансы молодым девчонкам, ничего еще не написавшим. Наверное, они видят то, что хотят увидеть в книгах и нынешние читатели.

Потому что, как заметил некий классик: литература – это дело молодых или мертвых.

Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи