Абсурд нельзя понять. Его можно только увидеть.

К этому выводу приходишь, глядя на работы Сергея Шерстюка

 

Во вторник, 21 сентября в московской галерее «Велта» (пл. Коммуны, 2) открывается выставка живописи Сергея Шерстюка.

Выставка, как это сейчас водится, промежуточная. Между чикагской, которая только что закрылась, и нью-йоркской, которая вскоре откроется. Как бы знак качества, конвертируемости и завидной цены на картины.

Между тем, сам художник заявляет, что современного искусства не существует, а к тому, что называют этими словами, он находится в глубокой внутренней оппозиции.

Действительно, «современное искусство» исчезло на наших глазах, будучи заменено активной «художественной жизнью», то есть всякого рода художественными акциями, а проще говоря, тусовкой на многочисленных хепенингах, выставках и презентациях с выпивкой и закуской на халяву.

Зритель потерял всякий интерес к новейшим копцептуализациям, инсталляциям и изгаляциям на тему «коммунизм не наступит!». Художники разыгрывают в междусобойчике живые деньги спонсоров, банков и меценатов. Отсюда и «художественная критика» в целях рекламы, и обзоры «художественной жизни» в новых газетах и журналах, обзирающих непонятно что, но понятно, с какой целью.

Сергею Шерстюку сорок один год. За свою жизнь он был и концептуалистом, и абстракционистом, и гиперреалистом… Нынешние работы он не склонен причислять к какому-либо течению.

То, что он делал в юности в Киеве со своими друзьями-художниками, ныне поголовно живущими в Париже и Нью-Йорке, было самым настоящим перформансом, говорит он. Когда двадцать человек угоняют со строительства моста десять понтонов, чтобы ловить в разливах Днепра сазана, выкрашенного золотой краской, - это и было настоящей «жизнью в искусстве».

Затем Шерстюк возглавлял течение молодых московских гиперреалистов. Гиперреализм, еще называемый фотографическим реализмом, был провокационным вызовом как «чистой живописности» московской школы, так и академической гладкописи.

Цветной слайд, перенесенный с помощью аэрографа на двухметровый холст, возводил случайно пойманное мгновение в ранг то ли метафизической истины, то ли шизофренической иллюзии. Целью было произвести впечатление на зрителя. Истерика публики и критики была главным результатом.

Гиперреализм провоцировал зрителя быть зрителем. Ныне художник, как городской сумасшедший, неутомимо борется за своего зрителя, выкидывая всякие фортеля, крича что-то в форточку или стоя целый день голым на балконе. Он может существовать только в тусовке. Гиперреализм сразу же привлек к себе всеобщее внимание и… перестал существовать как единой течение.

Сегодня Шерстюк работает по контракту с чикагской Maya Polsky Gallery, колесит по миру на открытия своих выставок и пишет картины в московской мастерской на задах знаменитой Петровки, 38.

Серия «Научные развлечения» связана с одноименной книгой, изданной в 1937 году ЦК ВЛКСМ. Она, по мнению Шерстюка, является абсолютным метафизическим выражением советской эпохи. Без марксизма-ленинизма, без страшного человека в Кремле – лишь с вывернутыми физическими законами, по которым существует мир и человек.

Яйцо на бутылке, яйца на орехе. Яйца крутятся, орех раскачивается. Ты занимаешься полуабсурдными вещами и больше ничем. Создаешь чистый перформанс, созерцаешь его и испытываешь наслаждение, видя, как на спичке крутится тарелка, на тарелке стакан, а на нем пляшет человечек.

Серия С. Шерстюка «Научные развлечения» - это, по сути, иллюстрации к абсолютной метафизике абсурда. Она органично переходит в «Русскую рулетку», действие которой происходит уже в аду, хоть мы об этом не догадываемся.

Нынешний концептуализм часто ерничает над советским искусством, паразитируя на нем. Но Шерстюк сравнивает концептуалистов со старыми подпольщиками, которые при встрече с «немцем» протягивали ему аусвайс, разговаривали с ним «по-немецки» и работали в комендатуре. Тогда они были самые лучшие подпольщики.

Самому ему больше по душе «партизаны», которые протягивали не аусвайс, а гранату, и для которых война не закончилась с подписанием мира просто потому, что, живя в лесу, они об этом никогда не узнают.

…Выставка С. Шерстюка в галерее «Велта» продлится две недели.

Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи