Вардван Варжапетян: «В поисках друга»
«Недавно впервые был в Иерусалиме. Встретил армянского монаха. Когда сказали, что я главный редактор журнала «Ной», он побагровел, как помидор: «А-а, тот самый Варжапетян, который на все лады восхваляет азербайджанцев!» - «Если похвала азербайджанцам в том, чтобы не называть их «проклятыми собаками», если наш журнал открыт для всех, у кого есть мысли вместо ругани, - то да, я защитник азербайджанцев», - ответил я.
- Ваш журнал задумал как армяно-еврейский вестник, почему?
- Мне кажется, что в массовом сознании эти два народа, переживших спланированное уничтожение, давно соединены. Почему бы, думал я, не попытаться связать их, древнейших, с помощью нового ковчега? Создать некую трибуну, с которой могли бы говорить люди, имеющие что сказать по поводу исторической судьбы армян и евреев. А заодно ответить на главный вопрос: останутся ли в третьем тысячелетии на земле, наряду с другими государствами, Армения и Израиль.
Конечно, хорошо, если существовал бы подобный армяно-грузинский вестник. Или армяно-азербайджанский. Чем их больше – тем было бы лучше.
- Как по-вашему, сочетается нынешний разъезд людей на национальным квартирам с наличием общечеловеческих ценностей? Что первично – личность или национальность?
- Для меня радость, что мои предки были армянами, и я принадлежу к этому народу. Что моя генеалогия, как у всякого человека, равно общечеловеческой. Все мы уходим на равную глубину. Это ощущение вызывает во мне огромное изумление. Помните, как у Канта: «нравственный закон внутри нас и звездное небо над головой». Так вот третье – это изумление над непрерывностью поколений, рода, что если бы где-нибудь прервалась эта тонкая – отцовская или материнская – нить, меня бы не было! Если вдуматься, одно это ощущение чуда непрерванной жизни должно похоронить все национальные раздоры, на Кавказе, в том числе.
- Вам говорят, наверное: «Легко сближать народы Кавказа, выпуская журнал в России»…
- Вновь хотел бы повторить предложение о диалоге армянской и азербайджанской интеллигенции. Когда-то в «Независимой газете» я предложил напечатать под одной обложкой повесть армянина о национальном поэте Нарекаци и азербайджанского писателя о Низами Гянджеви. Пусть это был бы лишь малый знак сближения, но важен и он.
Еще очень хочу, чтобы в городе Ван, откуда в 1915 году среди тысяч других армян бежал мой отец – шел бы диалог турецкой и армянской интеллигенции. Может, сначала встретились бы по одному достойному человеку с той и другой стороны. На следующий год – по пять человек и так далее. Потому что нельзя делать вид, что какого-то государства не существует, что есть нация палачей. Это ведь неправда. Примером может служить израильско-немецкий диалог.
Ну да, слышу: тебе легко рассуждать, сидя в Москве, а видел бы ты, что происходит в блокадной Армении, в Карабахе… Но чтобы понять, что происходит что-то страшное, не обязательно видеть даже Карабах. Я видел землетрясение в Ленинакане. Результатом было понимание степени морального падения нации. Народ, известный в мире как народ-строитель, выстроил город из песка, разворовав цемент, стройматериалы. Армяне построили братскую могилу для армян! Город, который мог развалиться от дуновения ветра. С тех пор были в мире и другие страшные землетрясения – в Японии, в Южной Америке. Но там все отстроено, а здесь так и остались руины.
- Но ведь республика в ужасном экономическом положении…
- Дело не только в тяжелом материальном положении. В чем-то серьезном затронута духовная суть народа. На последней международной книжной ярмарке в Москве армянская экспозиция произвела самое тягостное впечатление. Мало интересных книг, примитивное оформление. Вообще нет попыток осмысления того, что представляет собой сегодня армянская нация. Дикий страх сказать и услышать правду…
Духовный кризис характеризуется и всплеском армянского антисемитизма. Давнего, скрытого, о котором мы писали в журнале и который ныне сбрасывает маску. Для меня это верный признак деградации любой нации. Поиск некоего врага в Израиле, который, дескать, продает оружие Азербайджану, а евреи давали деньги туркам, чтобы те вырезали армян в 1915 году. Выискиваются самые темные пещерные мифы.
Между тем, Армении было бы чему поучиться у того же Израиля. И опыту строительства государства, да просто тому, как прокормить себя, живя на песке и камнях.
- Что, по Вашему, сегодня важнее всего в отношениях людей?
- Самое важное – терпимость. И в быту, и в мировоззрении, и в отношениях между народами. Все мы ощущаем на себе, как охватывает нас временами злоба от всего окружающего. Побольше терпимости и поменьше спеси. Любой – национальной, имущественной, профессиональной… Люди – братья не только по рождению, но и по страданию, которое ждет их в жизни, по смерти, которая никого не минует…
Первая
| Генеральный каталог |
Библиография |
Светская
жизнь | Книжный угол
| Автопортрет в
интерьере | Проза |
Книги
и альбомы |
Хронограф
| Портреты, беседы, монологи
| Путешествия |
Статьи |