Время Цицерона

3 января исполнилось 2100 лет со дня рождения Цицерона (106-43 гг. до н.э.) – римского оратора, философа и видного, как говорится общественного деятеля. Срок в две с лишком тысячи лет достаточно велик, чтобы спросить: что нам до Цицерона и что Цицерону до нас? Оказывается, много чего и весьма поучительного.

Начать с того, что именно Цицерон перевел древних греков на язык родных пиний, то есть, по сути, создал философскую терминологию, который и мы, грешные полуевропейцы, по мере сил пользуемся.

Желая, как всякий оратор, быть понятым всеми, Цицерон адаптировал философию к умственному уровню современников, благодаря чему остался в благодарной памяти потомков. Разве что историк Т. Моммзен обозвал его «адвокатишкой и фельетонистов», но, верно, завидовал.

Как истинный римлянин, Цицерон решил собрать все идеи мира на пользу гражданской доблести и умудрения. Даже латинские пословицы в тысячелетнем мнении Европы приватизированы именно им.

Кто-то, конечно, назовет общую всем философию – философией общих мест. Но, может, для основания двухтысячелетней культуры ничего лучшего и не надо? Во всяком случае, от девиза США – E pluribus unum – «Из многих – единое» до надписи на воротах нацистских концлагерей Suum cuique – «Каждому свое» - это все Цицерон.

И какие могут быть претензии, если, заранее все предвидя, он сам и воскликнул: O tempora! O mores! – «О времена! О нравы!»?

Воистину, благодарный автор для раздергивания на цитаты демагогами и школярами, учитель для народа, мыслитель для бедных… Все это не случайно.

Иногда кажется, что Цицерон произносил свои речи для тогдашнего «Парламентского часа», завоевывая голоса избирателей. Сторонник парламента в борьбе с президен… тьфу… сената в борьбе с диктатурой, Цицерон, консульствуя, был склонен к сюжетосложению заговоров и провокаций. Отстраненный от политической жизни, писал стихи и нравоучения. Epistula non erubescit – «Письмо не краснеет», как верно заметил именинник. Будучи тщеславным, прославлял скромность; язвительный говорил о терпимости; мздоимствуя, выказывал умеренность; нечистоплотствуя, морализировал. Всё, как надо.

Имея власть, говорил о своей замечательности, потеряв власть – о совести и народных добродетелях. После убийства ненавистного Цезаря ввязался в верховную драку, проиграл и пал жертвой, как ныне говорят, заказного убийства.

И тут расписал правила игры на века вперед. Цицерон оказал влияние на всех европейских гуманистов, просветителей и демагогов вплоть до таких известных друзей народа, как Мирабо, Робеспьер и так далее. Люди ведь беззащитны перед тем, кто хорошо сказано. Поэтому, когда на дворе демократия, угрозы, шатания, развал, диктатура, думские ораторы, адвокаты, обсуждения бюджета и улучшения нравов, тогда без этой латыни не обойтись. ВРЕМЯ ЦИЦЕРОНА/

 

А история – свидетель времен, свет истины, жизнь памяти, учительница жизни, вестница старины – в чем, как не в речи оратора, находит она бессмертие?

 

Благо народа – высший закон.

 

Практика – лучший учитель.

 

Жить – значит мыслить.

 

Все мое ношу с собой.

 

Не быть жадным, уже богатство, не быть расточительным – уже доход.

 

Привычка – вторая натура.

 

Высшая законность есть высшее беззаконие.

 

Богат тот, у кого столько, что он не желает большего.

 

Дурно добытое дурно расточится.

 

Труд создает мозолистую преграду против боли.

 

Мне кажется, в жизни надо применять тот же закон, что и на пирах: «Или пей, или уходи!»

 

Каждый может заблуждаться, но лишь глупец в этом упорствует.

 

Держись середины между лишним и недостаточным.

 

Другим нашим радостям предел – время, место и возраст. Занятия же философией питают нашу юность, услаждают старость, украшают нас в счастье, служат прибежищем в несчастье, радуют дома, не мешают в пути, они с нами и на покое, и на чужбине, и на отдыхе…

 

Какую еще высказать нелепость, которая не была уже высказана кем-нибудь из философов?

 

Добрые дела совершаются немногими и редко, зато злодеяния – многими и часто.

 

Лучше бы боги не дали нам никакого разума, нежели разум столь гибельный…

 

Напечатано в «Общей газете» №3, 1994 год, 21-27 января

Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи | Гостевая книга