Упраздненный театр
То, что Борис Мессерер - прекрасный театральный художник, знали и раньше. Открывшаяся в Академии художеств выставка представляет его как художника богемной жизни. Жизни почти еще живой, недавней, но, кажется, уже несбыточной.
ЖИВОПИСЬ и графика, эскизы декораций, блестящие макеты к спектаклям, инсталляции -их гениальная вторичность как бы подчеркивается замкнутым кругом экспозиции. Оттуда выход только в центральный зал, где собраны любимые полотна и любимые вещи из мастерской. Пишущая машинка, керогаз, старая утварь, граммофоны, фрагменты мебели - все выставлено в углу под черными зонтиками в равновесном покое старых бронзовых весов словно канувшего в Лету бронзового века русской культуры (1957 - 1991). Тут ключ обжитой целостности художнической судьбы.
После открытия многочисленные гости вернисажа разошлись кто по домам, кто на отдельный банкет, кто в общий садик услаждать себя большими объемами водки и малыми - закуски. Залы сразу опустели, остались только смотрительницы да съемочные группы. В открытые окна дул теплый ветерок сентябрьского вечера; и все это тем более походило на оставленные актерами элегантные декорации, некогда кипевшие богемным действом.
Впечатление дополнил роскошный альбом-каталог “Мастерская на Поварской”, поспевший к вернисажу из Германии. Недаром художники ставят издание качественного каталога на одну доску с устройством выставки. Чужеватость реальной Академии оказалась согрета книжными фото, мастерской, стихами жены, посвящениями друзей. Старые снимки баснословных застолий с Высоцким, Любимовым, Аксеновым, Трифоновым, Антониони, Беллем, Копелевым, Гуэррой, Параджановым... Признание в любви к дому есть любовь к художнику, сей дом создавшему. Здесь и картины - лишь особое художественное измерение прожитого. “Борис Мессерер построил декорации своей жизни и жизни целого поколения художественной богемы”, - подытожил Василий Аксенов.
Так декоратор сцены предстал в своей настоящей роли декоратора кулис. Того волнующего мира, где свой тайный театр -искусств, вольницы, разговоров. Где пространство органично соединяет уникальный офортный станок мастерской, холсты на стенах, неумеренную выпивку, замыслы неподцензурных Брежневу альманахов.
Уникальный случай, вернисаж Мессерера собрал всех - актеров кино и театра, режиссеров, литераторов, телевизионщиков, художников, генералов света и рядовых тусовки, представителей посольств, журналистов, королей бизнеса...
И даже в этой нелепой мизансцене художник чувствовал себя естественно и свободно, как в игре с доставшимся по воле судьбы пространством. Уж коли щипцы и клещи в инсталляциях производят человеческое впечатление, то неужто людей не обратишь в божеский вид?
Да, Борис Мессерер объединил всю эту натуру в старом театре богемной жизни Москвы.
Осталось осмыслить факт выставки Мессерера именно в здании Академии художеств. Для нынешней Академии это, конечно, скандал. Какой-то хеппенинг, когда в течение месяца можно будет не только смотреть выставленные экспонаты, но и участвовать в программах всяческих действий,игр, конференций и прочего, грубо говоря, перформанса и миманса. С Академией ясно.
Что, однако, это значит для самого художника, готовящегося справить свое 60-летие? Прощание с прекрасной эпохой? Музеефикацию богемно-художественных десятилетий? Стояние на пороге новой жизни? Очень возможно. Слишком все вокруг переменилось. Это же сколько лет прошло с песни Окуджавы: лишь кто-то там “да Боря Мессерер, они одни остались в Эсэсэр...” Теперь уж и СССР не осталось, а союз с банком “Чара” влечет совсем иной театр жизни.
И все же, “пока земля еще вертится”, и людям, и самому художнику приходится жить среди декораций. А кому-то еще и создавать их, чтобы и общему замыслу пьесы соответствовали, и не особо тошно жить было. Так что декорации трех десятилетий жизни московской богемы на Поварской сегодня выставлены в Академии художеств на Пречистенке. А дальше? Дальше будь что будет, и что мы с вами из этого сделаем...
Игорь ШЕВЕЛЕВ
Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи