Неожиданный Басыров

 Басыров Гариф художник

Московский художник Гариф Басыров (род. в 1944 г.) давно известен как прекрасный график, книжный иллюстратор, живописец. За последние двадцать пять лет он участвовал в более чем двухстах выставках, был награжден тридцатью призами и дипломами, его работы находятся в крупнейших музеях и частных коллекциях практически всех стран мира.

 

Графические и живописные персонажи Гарифа Басырова прекрасно узнаваемы и легко могли бы стать «фирменным знаком художника. Во времена перестройки они – безликие, массивные, парящие в воздухе или, наоборот, закопанные в мусор, - многократно тиражировались в журналах, газетах, на плакатах как «жертвы и порождения тоталитаризма» или, на языке художника, - «объекты». (Само место рождения Г. Басырова – ГУЛАГ, трудовой лагерь №26 Акмолинского района в Казахстане – говорило о многом). Но художник недаром считается пульсом времени, улавливая подспудные его перемены. В начале девяностых Басыров резко меняет свою манеру, уходит от фигуративной живописи к абстрактным работам. То они составляют серию «Несущественное», выставленную в Третьяковке. То в Музее восточного искусства  Басыров выставляет «иероглифы» - знаки своего собственного, басыровского письма….

Нынешняя выставка «инкубусов» в Манеже продолжает «неожиданного» Басырова. Шокированные посетители вернисажа не увидели привычных картин или хотя бы «чего-то», развешенного на стенах. Экспозиция состоит из пяти больших открытых ящиков, в которых выставлены деревянные, металлические и вообще непонятно какие фигурки, сделанные вроде бы из всего, что под руку попалось. Но если вглядеться, то легко и с восторгом узнаешь в них что-то давно знакомое, древнее, первобытное, из Шумера, Древнего Египта, античной архаики, Африки, древних культур Америки и даже того, что художник определил как «археологические следы будущих цивилизаций». Это вечные символы нас самих, то ли увиденные, то ли раскопанные откуда-то изнутри Басыровым.

Инкубусы, в переводе с латыни, это хранители сокровищ (буквально: «лежащие на кладах») и они же – ночные кошмары, знаменитые инкубы, являющиеся к грешникам и совращающие их. Это фигурки – то ли куколки, то ли божки – того коллективного бессознательного, которое лежит в основании человеческой психики и культуры в целом. При дневном свете, рассудочным сознанием такого не разглядишь. Инкубусы что-то хотят сообщить нам своим молчанием. Действительно мир изменился, если они вдруг стали видны вглядывающемуся в них художнику. Ну а нам остается вглядываться в то, что делает художник, через это познавая самих себя. Тем более что выставка Гарифа Басырова «Инкубусы» продлится в галерее «Манеж» до середины ноября.

 

 

Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи | Дневник похождений