Памятник промывки мозгов
Подобные «цитатники»-словари (Константин Душенко. «Русская политическая цитата». М.: Юрист, 1996) – вещь, распространенная на Западе, но у нас почти случайная, единичная. Тем более – словарь, посвященный не «общечеловеческой мудрости» латинских или народных пословиц и поговорок, а области отечественной политики. Перед нами, по сути, памятник вековой идеологической «промывки мозгов» и, одновременно, ее результат.
Весьма поучительно увидеть содержимое своего сознания со стороны. Как набор штампов («Встречный план», «В труде как в бою»), мертвящих идеологем («Великий мастер социалистической перестройки – товарищ Сталин», «Новая идеологическая общность»), лозунгов («Верной дорогой идете, товарищи!», «Учиться демократии») – всего того «мусорного ветра», говоря словами Андрея Платонова, который заменил нам в ХХ веке мышление. Есть общие силовые линии рассудка, заставляющие нас думать, будто мы думаем по правилам. А есть словесная окрошка, укладывающаяся по этим силовым линиям и, собственно, составляющая содержимое наших мозгов. Книга Константина Душенко – одна из первых попыток собрать эту взвесь русско-советского политического сознания.
Большевики для того и устроили «культурную революцию» с ее лозунгом «всеобщей грамотности», чтобы внедрить идеологическую муть в людские мозги и, окончательно их застопорив, взять под свой партийный «учет и контроль». Однако вряд ли может быть точно «учтена» связь между насаждением советской идеологии, с одной стороны, и тотальностью алкоголизма и матерной брани, как «нашего ответа Чемберлену» - с другой. Вспомним хотя бы сильно пьющего героя поэмы Венедикта Ерофеева «Москва – Петушки», который ищет уголок, где «не всегда есть место подвигу», а «чувство законной гордости» у него вызывают пустые глаза народа, лишенного соблазнов мира, «где все продается и покупается».
Это прежняя интеллигенция была, по ленинскому определению, «не мозг нации, а говно» (письмо Горькому, октябрь 1919 г.) Новая – стала эталонным мозгом новой исторической общности. Нынешние руководители – законные их наследники, если судить по тем перлам, за которыми ни один словарь не поспеет. «Россия должна накормить своих крестьян» - А. Заверюха, 1994 г.; «Тридцать восемь снайперов, следящих за каждым движением» - Б. Ельцин, 1996 г.
Именно лозунговое, «укороченное» мышление оборачивается одними и теми же социальными тупиками. Весьма поучительны приводимые в книге «родословные», самых, казалось бы, свежих политический речений. «Так жить нельзя!» - сказал С. Говорухин, а до него Горбачев и Жванецкий, Евтушенко и Стародубцев. Но до них то же самое восклицали деятели обеих сторон гражданской войны. До тех – политики и властители дум Февральской революции. Еще раньше – публицисты периода революции 1905 года. И это только в ХХ веке, когда Россия выстрадывала последствия политических штампов, воспринимаемых «не как догма, но и как руководство к действию».
«Так жить нельзя!» - это вечный лозунг вечной российской перестройки. И так же вечно ей предшествует – «застой!» Лишь одна цитата из богатейшей истории термина. «Прежде мы говорили о застое, одинаково сильно дававшем себя чувствовать и в хозяйственной жизни, и в области управления. Теперь в хозяйственной жизни застой сменился полным развалом, а в области административного управления мы видим торжество анархии и безудержного произвола». Актуальнейшая цитата из газетной статьи января… 1918 года. Тут же перестройка заканчивается, и наступает время других слов.
Например, к 1923 году относится появление «организатора и вдохновителя наших побед». Тогда таковым был Л. Троцкий. С 1935 года – И. Сталин. После его смерти – партия. Одновременно призывают «учиться, учиться и учиться». Учиться строить коммунизм – 1920-е годы. Учиться ленинизму – 1930-е. Учиться коммунизму – 1950-е. Учиться демократии – 1980-е. И, наконец, сугубо нынешнее: «Признаем же нашу некультурность и пойдем на выучку к капитализму». Впрочем, это сказал Петр Струве ровно сто лет назад.
Тупики словесных и мыслительных клише, неумение из них выйти приводят к вечному повторению одной и той же безвыходной реальности, которую вряд ли можно назвать исторической. История буксует в заколдованном круге нашей тоски, гнева, надежд, энтузиазма, разочарования, рабского повторения официозной лжи под страхом «высшей меры социальной защиты».
Итог – то, что было, есть и будет. Начиная с необходимости «маленькой победоносной войны» (Плеве, январь 1904 года) и кончая призывом «Грабь награбленное!»
Вывода о том, что перед нами «очень своевременная книга», можно не делать. Конкретный подбор цитат, всплывающих в «мозгу нации», всегда спорен, но необходим. Одно кажется не «крылатым», другое – упущенным. Из нескольких вариантов построения книги выбран «персональный». Керенский сказал то, генерал Краснов это, а Ленин – то-то-то и то-то-то. Сами же афоризмы собраны по алфавиту в предметном указателе в конце книги. Можно спорить о принципах, но автор всегда прав. В любом случае, понятно, что подобная книга – бесценное пособие не только для социальных психологов и философов, но и для самих политиков, историков, журналистов. Чего стоит хотя бы попытка точно датировать тот или иной лозунг или штамп: «Страна должна знать своих героев» (1931 г.), «Чувство глубокого удовлетворения» (1939 г.), «Безграничная преданность партии и правительству» (середина 1930-х годов, восходя – с минимальными изменениями – к черносотенной публицистике начала века).
Первая
| Генеральный каталог |
Библиография |
Светская
жизнь | Книжный угол
| Автопортрет в
интерьере | Проза |
Книги
и альбомы |
Хронограф
| Портреты, беседы, монологи
| Путешествия |
Статьи |