Здравствуй,
компьютература!
Читатель
в расширенной реальности, или как писать
роман
Между прочим,
свершилось... Официально заключен
электронный брак между русской литературой
и компьютером. Отныне в мировой
компьютерной системе Internet живет и исходит
виртуальными возможностями первый русский
гипертекст под названием «Роман». Даже
адрес прилагается: http: //www.cs.ut.ee//roman_1 /hyperfiction.
«Роман» этот имеет отношение не к
нашумевшему «Роману» Владимира Сорокина, а
к Роману Лейбову, филологу и «повивальной
бабке» новой русской литературы. Она новая,
поскольку создается не столько для чтения,
как раньше, сколько для письма. Точнее, для
чтения и письма одновременно. Когда сам
читатель выбирает варианты развития сюжета,
ходы ассоциаций, отсылок, развязок и
тупиков. То есть, по сути, включается своим «письмочтением»
в процесс развития другими читавторами
разветвленного до бесконечности романного
древа.
Как
пишет Виктор Ерофеев («Общая газета» № 11),
допустим, герой наносит страшный удар в
морду бандита. Читателю самому решать, что
случится дальше. Сегодня бандит погиб,
завтра убежал, вчера нанес ответный
сокрушительный удар по морде героя. Конечно,
это только первый и во многом
экспериментальный опыт создания подобной
компьютературы. Правила игры возникают
едва ли не одновременно с самой игрой.
Инструкции «Как читать Роман» и «Как писать
Роман» входят внутрь текста и едва ли не
превосходят его своими интеллектуальными и
даже художественными достоинствами. Но
перспективы нового явления настолько
безграничны и удивительны, что могут
коренным образом повлиять на всю
литературную ситуацию в целом.
СЧИТАЛОСЬ
АГОНИЕЙ, ОКАЗАЛОСЬ РОДАМИ
Все случилось на
наших глазах. Читатель вдруг отвернулся от
традиционных
форм
«высокой литературы». Сначала ему
перестали нравиться длинные разговоры и
описания — мол, действие подавай! Толстые
журналы, бравшие на пробу все самое-самое,
загнулись: «самое-самое» оказалось не то.
Пристойные книги с литературными
достоинствами издаются все меньше — не
покупают-с... «Кичуха» сегодня может
ворваться в любое, самое приличное общество,
захватив, как заложника, внимание граждан.
Главное — не отпустить, навалить "крутняка",
писать кипятком (ударение по вкусу),
схватить за горло и за мошну. Но самое
неприятное, что и старый читатель
нормальных книг, верный ценитель Литературы,
не сегодня-завтра останется в полных
дураках. Того и гляди, оставшийся серьезный
писатель убежит от него, скроется навсегда
в «компьютерной башне из черного дерева»,
дабы не зависеть от дурацкого рынка, а вести
прямой творческий диалог с... кем? чем? — с
таким же одиноким «интернетнутым»
сумасшедшим? с целой армией дописывающих,
опровергающих, вступающих с ним в изощренно-противоестественные
контакты «читателем»? Аукуджава, где ты? «А
у меня новенький Битов эдак на двести бит!»
Место встречи извинить нельзя...
НАС
ПРЕДАЛИ, МЫ —В ФАЙЛЕ!
Мы еще только
приучаемся говорить эти дикие слова - «виртуальная
реальность», а она уже стучится к нам из
вполне традиционных по виду текстов. Какой
из нынешних популярных молодых писателей
не пользуется приемом залихватского «переключения»
смысла, действия, сна и яви? У читателя
только дух захватывает, вызывая тем большее
желание читать-читать-читать, добираясь до
конца. Как в анекдоте: «Дорогая, я был у
врача. То, что мы принимали за оргазм,
оказалось астмой». Сегодняний автор вам
докажет, что из любой ситуации возможен
выход в столь же любую ситуацию со столь же
непредсказуемыми последствиями. И вы
хотите сказать, что это не компьютер?..
Самый «виртуальный»
писатель сегодня - Алексей Слаповский.
Начиная с романа «Я — не Я», в котором герой,
вселяясь в случайных встречных, оставлял им
себя, чтобы потом, найдя себя, вновь
теряться в новых персонах, и до нынешнего
своего прозаического цикла «Общедоступный
песенник», написанного, кажется, во всех
жанрах сразу, кроме скучного. Например,
уличный романс «Братья» («Знамя» № 12, 1995 г.)
поется на тему опустившегося нищего,
которого выводит в люди «новый русский»,
называет своим братом, готовит себе в
помощники, а потом они становятся
соперниками в любви, и один брат убивает
другого, причем этим братом оказывается...
сам автор.
Целый каскад
неожиданных превращений ожидает читателя
прозы Виктора Пелевина. Автор-буддист
педалирует относительность образов
человека, культуры, истории. В любой момент
все может оказаться всем. Наркоманы,
бизнесмены, влюбленные вдруг оказываются
насекомыми, которым только снится, что они
люди (роман «Жизнь насекомых»). Герой,
попадающий в драматическую ситуацию,
просыпается в не менее драматической
ситуации яви, которая, в свою очередь,
оказывается чьим-то чужим сном. Ну что может
быть незыблемей Василия Ивановича,
подтвержденного фильмом, книгой, советской
историей и множеством анекдотов. Тем не
менее, Чапаев был на самом деле буддийским
чародеем и мудрецом, память о котором была
нарочно переврана Григорием Котовским,
укрывшимся в Париже, и правда о котором
может быть восстановлена только Петькой,
лечащимся в наши дни в сумасшедшем доме на
станции Лозовая (роман «Чапаев и Пустота»).
ТО,
ЧТО ВСЕ МОЖЕТ СЛУЧИТЬСЯ, МЫ ЗНАЕМ ЛУЧШЕ
ДРУГИХ!
Пусть с компьютерами
у нас еще туго, зато с виртуальностью —
полный порядок. Вчера жили в одном мире,
сегодня—в другом, завтра, говорят, вообще
держись! Все вокруг меняет свои формы и
предназначения. То, чем западный обыватель
оттягивается со скуки в кино, по телевизору,
в компьютерной программе, — это
повседневность, известная нам на
собственной шкуре. Будущее непредставимо,
прошлое непредсказуемо. Поди разберись, кто
там кого бомбит, кто с кем в заговоре
революцию устроил! Большой евразийский
простор для виртуальных сценариев.
От заговоров КГБ
перешли к кремлевским интригам, впереди —
разборки мафиозных корпораций. За
неимением компьютеров вся страна стала
непредсказуемой виртуалкой. В поисках
скрытой сути новая литература ставит
читательские мозги «на попа». Впереди —
историософские романы Владимира Шарова.
Нудноватые, без лихих интриг и перестрелок,
они, будучи восприняты всерьез, вывели из
себя не одного умного критика. «Как, —
восклицали они, — разве г-жа де Сталь была
женой философа Федорова, который в
хрустальном гробу ждал воскрешения отцов
сыновьями?!» Автора, профессионального
историка и кандидата наук, обвиняли в
незнании реалий! Скорее сами критики не
поняли правил игры. Вы что, не знаете, что
сталинское политбюро было на самом деле
лишь ширмой для мощной организации скопцов,
стоящих в тени и устраивающих Россию на лад
библейских предначертаний (роман «Мне ли не
пожалеть...»)? Впрочем, это в журнале «Знамя».
А в «Нашем современнике» мы могли бы
прочитать роман о сиономасонском заговоре,
чей ставленник Владимир Шаров умело
заметает следы своими инсинуациями.
У каждого своя игра.
ИГРА
В ЯЩИК. КОМПЬЮТЕРНЫЙ
Философы говорят, что
время какой-то общей картины мира прошло
безвозвратно. Сегодня система массовой
коммуникации предлагает тебе на выбор
множество вариантов чувств, мысли,
жизненных устройств. Кем бы ты ни был, твой
вариант уже в файле. Дерзай, твори, пробуй!
Ты - герой бесконечного произведения,
смысла которого тебе не понять, потому что
его там нет. Но ты можешь устроить свой
собственный сюжетец.
Недавно московское
издательство «Олимп» объявило о проекте
восьмитомника «Шедевры мировой литературы.
Сюжеты и характеры». Скоро на вашей полке
будет стоять краткий пересказ всей мировой
письменности. Самое время подвести итоги.
Мы входим в прекрасный новый мир, перед
возможностями которого побледнеет старина
Гутенберг, придумавший книгопечатание.
Человек читающий на наших глазах
превращается в человека участвующего.
Бездны сюжетности разверзаются, поглощая
тебя в качестве героя. Говорят, есть жертвы.
Так скрылся в бесконечном тупике своего
компьютера бывший интеллектуальный
хулиган и автор одноименного текста
Дмитрий Галковский. И это только начало. До
встречи в электронной суперпамяти.
Там
о вас уже написано.
Игорь
ШЕВЕЛЕВ
Первая
| Генеральный каталог | Библиография | Светская
жизнь | Книжный угол
| Автопортрет в
интерьере | Проза | Книги
и альбомы | Хронограф
| Портреты, беседы, монологи
| Путешествия |
Статьи |