Такие разные современники
В жуткую августовскую жару, в совершенно мертвый для художественной жизни московский сезон вдруг проклюнулась весточка сезона будущего. В галерее «Семь гвоздей» открылась выставка Бориса Жутовского «Последние люди Империи».
В своем вступительном слове художник поблагодарил собравшихся за большое мужество, что они пришли в такой жаркий день в такую маленькую галерею на такую крохотную экспозицию. «Я бы на вашем месте не пришел!» В ответ и собравшиеся поблагодарили художника за то, что он сам пришел, да еще с такими работами.
Из гигантской и открытой в будущее серии портретов, в которой сегодня насчитывается двести восемьдесят шесть работ, выставлено – семь. Это портреты Зиновия Гердта, Эрнста Неизвестного, Булата Окуджавы, Аркадия Райкина, Андрея Сахарова, Микаэла Таривердиева и Никиты Хрущева. Все они, понятно, писаны с натуры и, более того, с друзей, собутыльников, сорассказчиков и собратьев по искусству жить.
На пресс-конференции одна журналистка спросила художника, есть ли у него портреты других знаменитых политических деятелей. Оказалось, что недавно появился портрет Александра Николаевича Яковлева, человека лично симпатичного автору. «Ну а Брежнев, Андропов?» - не унималась любознательная. «Да кто бы меня к ним пропустил? – искренне изумился Борис Иосифович. – Это я только к телу Хрущева получил доступ силою обстоятельств».
Обстоятельства известные. На выставке «30 лет МОСХа» в Манеже в декабре 1962 года Никита Сергеевич, остановившись у абстрактных картин Жутовского, произнес свое знаменитое: «Пидарасы!» Возражения художника лишь подогрели высочайший гнев: «Поедете из страны!»
Художник Жутовский из страны не поехал, но участвовать в советских выставках потерял возможность на много лет вперед, зарабатывая в качестве дизайнера книги, да и то, как правило, под чужими именами. Зато с самим Хрущевым после отправки того на пенсию сдружился. Вот что он пишет под его портретом. «Уже позже, оказавшись пенсионером, он мне как-то сказал: я ведь, как попал в Манеж, и не помню. Кто-то завез. Я, конечно, не должен был ехать. Да, орал на вас, но ведь как вышло: кто-то из художников больших тут стоял и говорит: «Сталина на них нет». Так это меня разозлило, я и стал орать. Хотел на него, а вышло на вас. Ну а потом люди этим воспользовались».
Авторские тексты к портретам появились не случайно. Борис Жутовский задумал делать большую книгу, состоящую как из портретов, так и из историй, связанных с его персонажами. Фрагменты уже написанных рассказиков и составили подписи к портретам в «Семи гвоздях».
Будет, наверное, в книге история появления этой серии как таковой. В 1970 году художник, отдыхая вместе с женой, встретил поэта Бориса Слуцкого. Они разговаривали, и вдруг Слуцкий говорит: «Боря, идите в ж… Почему вы не рисуете своих современников? Начните с меня!» - «Садитесь, Борис Абрамович». Так и пошло.
Кстати, Жутовский сделал три портрета Бориса Слуцкого. Первый тому не понравился: «Я здесь на Африку похож», - почему-то говорил он. Потом предложил сделать его портрет «для собрания сочинений». Жутовский сделал его классический профиль, который множество раз репродуцировался в книгах поэта. Третий портрет Слуцкого не нравился ни поэту, ни самому художнику. Но потом Слуцкий попал в сумасшедший дом, потом вышел из него, потом умер. И в промежутке между выходом из сумасшедшего дома и до смерти он был как две капли воды похож на этот портрет… Такая история.
Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи