Как много славного и милого в словах – Любаров, Перемилово!..
Можно заранее сказать, что выставку «Неновые русские» художника Владимира Любарова, которая проходит в январе в Центральном Доме художника на Крымском валу, посмотрит множество зрителей. И не только потому, что ее нельзя миновать, идя в залы второго и третьего этажей. Она втягивает в себя мгновенно узнаваемым, уютно-бессмысленным миром, называемым нашей жизнью.
Главный художник знаменитой «Химии и жизнь» 70-х, известный график, иллюстратор более ста книг Вольтера, Распе, Гоголя, Гофмана и других, Владимир Любаров во времена упадка книгоиздания смело развернул «книгу бытия нашего», увидев в ней вольтеров и гоголей почище, чем в литературе. С начала 90-х художник прочно переехал в деревню Перемилово, одну из сотен полуразрушенных, полуспившихся русских деревень на Владимирщине, найдя там глубинный смысл и символ всего происходящего с нами. Многочисленный «любаровский народ» - это не шарж и не карикатура, а удивительно похожий на нас, своих прототипов, гротеск. Чистое зеркало милой-перемилой искривленности. Это мы, Господи, допившиеся водки «Завалинка» до явления прекрасной русалки в корыте «Мэйд ин Франс», до голых баб, молящихся о мире, до беженцев на кровати в чистом поле, до «нью кантри рашн» с одним лицом на двоих с своей собственной псиной.
Эти картины стали дополнением прошедшей ровно год назад аналогичной выставки Любарова в ЦДХ, весьма органично спонсированной московским заводом «Кристалл». Нынешнюю оплатил сам художник. Но еще до официального открытия она была на корню скуплена некими почитателями таланта. Это, кстати, о коммерческом неуспехе сегодняшнего искусства, на который жалуются многие художники.
Вроде бы, с первого взгляда, искусство В. Любарова примитивно, как и сама жизнь вокруг. Но приглядитесь внимательней, и вы увидите, что картины сделаны с далеко не нынешней тщательностью, исполнены с чисто классической выверенностью подробностей, с точным, хоть и неоднозначным смысловым посылом.
Не случаен огромный успех книги Владимира Любарова «Русские пословицы», где зримо явлена парадоксально-идиотическая мудрость, с которой наш народ переживает все напасти обрушивающейся на него истории. И сам художник выступил в роли сказочного дурачка: издатели в Англии и США допечатывают тиражи альбома один за другим, забирая прибыль себе. Для аналогичного же русского издания нужен спонсор. Полиграфическая база имеется. Коммерческий успех обеспечен. Оригиналы произведений Любарова о «неновых русских» прочно перебрались в закрома их «новых» соотечественников. Видимо, в приступе ностальгии. Так что мой совет сходить на эту выставку до 2 февраля, пока эти картины еще доступны для обозрения.
Первая
| Генеральный каталог |
Библиография |
Светская
жизнь | Книжный угол
| Автопортрет в
интерьере | Проза |
Книги
и альбомы |
Хронограф
| Портреты, беседы, монологи
| Путешествия |
Статьи |