О
размножении ангелов
Вера Павлова. Небесное животное. Стихи. М., 1997
(Серия книг журнала «Золотой векъ»)
Все, что скажешь об этих стихах, будет заранее не то. В древнеиндийских «Упанишадах», кажется, есть притча о птичке, которая сидит на ветке и повторяет: «Не то… не то…» Она, эта птичка, знает предельную мудрость: то, что думаешь обрел, - утратил.
«Небесное животное» - первая книжка Веры Павловой, но с большими подборками ее стихов знакомились читатели «Независимой газеты», «Сегодня», журналов «Юность», «Новый мир», «Золотой векъ» и других. Но дело совсем в другом. Зачем вообще сегодня стихи, когда перебор общих слов может надиктовать поэту только молчание?
Я знаю – зачем.
Чтобы дать знак имеющим уши – да слышат.
Никакая рецензия не передаст этого
чудесного чувства внезапного узнавания. «Муза
вдохновляет, когда приходит./ Жена
вдохновляет, когда уходит. / Любовница
вдохновляет, когда не приходит. / Хочешь, я
проделаю все это одновременно?»
Читая книгу,
обычно представляешь автора, которого не
видел. Помню, в существовании Веры Павловой
сомневались многие критики и читатели ее
первых подборок. Странно, что мистификация
больше соответствовала той бесконечной
свободе дыхания и слова, перед которой как
бы исчезает случайная определенность
любого лица. «Зимой – животное / Весной – растение /
Летом – насекомое / Осенью – птица / Все
остальное время я женщина». Некая
баснословная Сэй-Сенагон несуществующих «Записок
у изголовья», но именно сегодняшнего, легко
узнаваемого дня. Да, впрочем, вот и сам поэт
в очередной раз признается в своем
несуществовании. «Во
мне погибла балерина. / Во мне погибла
героиня. / Во мне погибла лесбиянка. / Во мне
погибла негритянка. / Как много их во мне
погибло! / И только Пригов жив-здоров».
А вот, прочитав
книгу, я представляю себе ее читателя,
который, не имея понятия об авторе, на какой-то
странице, на каком-то стихотворении
вздрогнет и, не веря своим глазам, вдруг
перечтет, узнав. Как
узнал я. «Хождение / по
водам / замерзшим / на коньках. / Моление о
чаше / с бутылкою в руках. / Откуда взяться
чаше? / Давайте из горла. / Каток на
Патриарших. / Жизнь, как коньки, / мала».
И как вдруг
узнаете вы. «Одиночество
– это болезнь, / передающаяся половым путем.
/ Я не лезу, и ты не лезь. / Лучше просто
побудем вдвоем, / поболтаем о том, о сем, / не
о том, не о сем помолчим / и обнимемся, и
поймем: / одинокий неизлечим».
В какой-то
древней книге, помню, прочел: «И узнал он ее, досязав».
Вот это досязание стихов Веры Павловой
просто неотвратимо, настолько беззащитно
они открываются перед тобой, захватывая в
полон любви к себе. Стихи Веры Павловой
называют мистическими, физиологическими,
метафизическими, порнографическими,
философскими, религиозными, любыми. Все
правильно. «Любились так, будто завтра на фронт /
или вчера из бою, /будто бы, так вбирая рот в
рот, / его унесешь с собою, / будто смогу, как
хомяк, - за щекой - / твой, на прощанье, в щечку…
/ Будто бы счеты сведу с тоской, / как будто
поставлю точку».
Душа жива, не
ведая стыда. Недаром Адам и Ева жили в Эдеме
по ту сторону познания добра и зла, и жизнь
наша периодически прерывается
бесстыдством райского сада, который и есть
– душа. Стихи Веры Павловой похожи на
дзенские коаны – притчи-парадоксы,
размышление над которыми переходит каким-то
чудом в созерцание их. Как, например, те,
которые она надписала в подаренную мне
книжку, что, кстати, говорит о вероятности
ее реального существования. «Ложно беременна / Ложным стыдом /
Временно временна / Вечна потом».
Человек – это
вечное несовпадение с самим собой. Есть,
кажется, единственный и страшный способ
убедиться в своем существовании – это
другой. Впрочем, и это ничего не докажет: ты
знаешь, что тебя нет. «Свеча
горела на столе, / а мы старались так улечься,
/ чтоб на какой-то потолок / ложились тени.
Бесполезно! / Разве что стоя над столом, / о
стол руками опираясь / и нависая над свечой,
- / так – да. Но только рук скрещенья».
Вера Павлова издала свою первую книгу, которую можно пойти и, как это ни странно, купить. А между тем ею написаны уже новые, не менее чудесные книги. И они тоже, как ни странно, появятся. Потому что жизнь нельзя держать под спудом. Слишком она большая редкость.
(«Общая газета», 1997 год №22)
В
библиографии номер 414.
Первая
| Генеральный каталог | Библиография | Светская
жизнь | Книжный угол
| Автопортрет в
интерьере | Проза | Книги
и альбомы | Хронограф
| Портреты, беседы, монологи
| Путешествия |
Статьи |