Игорь Шевелев

Гачев Георгий Дмитриевич

Случай Гачева

Одной из устойчивых мифологем советского сознания была идея потаенного произведения, скрытого от всех труда жизни. Не создавать "нетленку" было равносильно утрате идентичности.
Из обязательного к изучению марксизма мы уяснили главное: за гнусным явлением действительности социализма скрыта тайная сущность, истина, выход к которой каждый должен найти для себя.
Михаил Булгаков днем сочинял верноподданнейший "Батум", а ночью - "Мастера и Маргариту", книгу на все времена. Так и любой из нас мог выпасть из безвременья в вечность истории искусств, сочинив Главную Книгу. Или Симфонию. Или написав Картину. Или создав Философскую Систему.
Да что там Булгаков, если Косыгин, например, только с виду предсовмина, а на самом деле - тонкий почитатель джаза и владелец лучшего в мире собрания джазовых пластинок, а Брежнев - заядлый автогонщик и коллекционер машин, а чуткий Андропов пишет замечательные стихи и собирает подпольных художников.
Это, может, на Западе - "хобби", а у нас смысл жизни. Я только с виду дворник, а на самом деле пишу роман, поднимающий меня в глазах жены, ближайших друзей и совы Минервы, являющейся в полночь как "провиденциальный собеседник" из статьи Мандельштама. А другой работает над подлинной философией. А третий пишет гениальный холст. И так далее. Мистики советского заката, все мы ушли с позорной видимости в творческие катакомбы. Люди практические шли в "теневые цеховики", люди теоретические - в гуманитарную фарцу.
На этом фоне "случай Гачева" - один из многих, но в своем роде ярчайший. С 1961 года он пишет "в стол" бесконечную книгу своих "жизнемыслей" - послерозановское соединение интимного дневника, культурологических размышлений, квазинаучных исследований. Началось все после личного знакомства с М. М. Бахтиным - книгой "60 дней в мышлении", с которой тогда же случился показательный казус. Гачев пытался читать ее вслух Марии Вениаминовне Юдиной, гениальной пианистке и собеседнице того же Бахтина, Флоренского, Лосева, и вызвал ее возмущенное недоумение: что это за такое расхлябанное письмо и небрежное недоформулирование!..
Но именно непосредственное мыслечувствие, погруженное в быт, и входило в замысел Гачева. За тридцать с лишним лет им написаны десятки тысяч страниц сплошного текста. Зачем? Наверное, чтобы, ища смысл в жизни, подняться над ее видимой бессмыслицей, вникнуть в ее скрытую рациональность.
Постепенно у Гачева возникает основная тема, вокруг которой организуется его мыслеписьменность. Это - "национальные образы мира". Сын болгарского философа, сгинувшего в колымских лагерях, и еврейки-музыкантши, Георгий Гачев решил, что находится в своей родной русской культуре в наилучшей для культуролога позиции - постороннего. Но такова была позиция любого "застойного" интеллигента - всечеловека, способного ко всемирной отзывчивости.
Всякий писатель - жертва языка. Гачев - жертва смиренная. По краям его умозрений возникает образ чудака, "мыслящего Пьеро", терпеливо несущего свой крест кухонного мыслителя. Некий сплав болгарской наивности с еврейской страстью постоянного комментирования. Именно так русский вакуум тех лет мнил себя притягивающим любое содержание.
Ныне архив Гачева насчитывает шестнадцать фолиантов (изданных и пока еще нет), посвященных "национальным мирам". Тут и французский мир ("Зимой с Декартом"), и армянский, и американский (только что изданный наполовину), болгарский, индийский, еврейский (появление которого гарантирует крупный скандал), киргизский и т.д. Гачев доводит до логического конца черты среднего советского интеллигента."Невыездной", по определению, тот может узнавать о неведомой "заграничной" жизни лишь по намекам, слухам, с помощью особо развившегося воображения. Домыслие стало своеобразным видом творчества. Окружив себя словарями, энциклопедиями, нотами, поваренными книгами, художественной и философской литературой выбранных стран, Гачев пустился в свои "интеллектуальные путешествия" по миру.
Причем воображать было намного интереснее, чем наблюдать воочию. Сочинив "армянский образ мира", Гачев спустя какое-то время оказался в реальной Армении, но - редчайший для него случай! - не написал за это время ни строчки. Подлинным творчеством было не проживание, а воображение реальной жизни. "Мы не в послании - в призвании", - говорил внутренний эмигрант, отвращая глаза от окружающего и наделяя его изнутри доморощенным смыслом.
Вынутый из своего времени писатель работает для вечности. "Психо-Космо-Логосы" гачевских национальных миров замышлялись продолжением исследований Шпенглера или Тойнби. Но - вневременным продолжением. Лишенный конкретной информации, советский мыслитель был поневоле энциклопедистом. Повторяется обычная после Петра I российская ситуация творца и самодержца - начинать мир с чистого листа. Для многих наших энциклопедистов проблема, с какой буквы начинать писать энциклопедию, неразрешима. Гачев как начал с начала, так и дойдет до конца...
Гачевские фолианты - это кладезь тончайших наблюдений, формул, догадок, тонущих в бесконечном процессе самого мыслеписьма. Как припечатал еще в начале 60-х Андрей Синявский: "жемчужные зерна в навозной куче". Что цитирует и сам Гачев, дополняя свое "шпенглерство" квазипрустовским потоком поиска себя во времени.
Он осознанно искривляет объективные формулировки своим субъективным жизнечувствием, погружая их в свои дневники, переживания, случаи из жизни. Получается двойной портрет: Америки, например, и воображающего здесь и сейчас эту Америку "совка".
Так показывает Гачев опыт человеческого мышления. Не абсолютного логического духа, а конкретного человека, этот дух имитирующего. Гачев экспериментально откровенен, демонстрируя все извивчики того субъекта, которым ему довелось стать.

 Естественно, возникает вопрос: как печатать этот сплошной поток мыслежизни? Издательская судьба Гачева причудлива. У него вышло двадцать книг, но только в последние годы удается печатать их так, как они написаны - вперемешку идут тончайшие культурологические построения и поражающие читателя рассуждения о совокуплениях с женой, запись снов и литературоведческий анализ... Иной раз кажется, что Гачев проделал работу целых институтов, где пребывал младшим научным сотрудником в полной уверенности, что получает деньги ни за что. Но перевернешь несколько страниц - и вот, пожалуйста, набор общих мыслей советского интеллигента, умственный рацион которого определен теми книгами, что перевели и издали в СССР.
Легко обвинить Гачева: мол, многословие уму не научает... Однако важность его текстов в том, что он их - написал. До конца и исчерпывающе. Воплотил то, что витало в воздухе, но могло бы исчезнуть бесследно, не выполни он эту черную работу. Осознанно и в подробностях он описал умственный ландшафт позднесоветского интеллигента, поставив опыт на самом себе.
"Вон слышишь, как спелеолог один в пещере взялся пожить, сколько сможет без света; а кто-то океан переплыл без пресной воды и пищи; а кто-то - на яхте вокруг света. Вот и я свой эксперимент-рекорд предпринял: в век слова горизонтально-ориентированного на мгновенную реализацию в печати, средь злобы дня и сенсаций - выбиться из притяжения этого мощного силово-магнитного поля и насколько смогу высоко взлететь и сколь долго смогу продержаться-жить-питаться во Абсолюте, там дыша, мысля и глаголя... Конечно, только в условиях Советской России мог сложиться такой эксперимент-замысел... На Западе невозможно оторваться от соблазна готовой к услугам печати: оригинальной и глубокой мысли угодливо расставлены печатные силки... Только у нас, где ничего нельзя (необыкновенного напечатать), оказалось все можно (помыслить!)" Конечно, со стороны видны ограничения этого "всемыслия", его рассудочные шаблоны, очевидная недостаточность "советского энциклопедизма". Но здесь же таятся и его неожиданные перспективы.
Опыт гачевского соображения "виртуальных миров" чужих цивилизаций вполне может быть использован, скажем, в будущих компьютерных играх. Гачев виртуозен в нанизывании различных культурных кодов и их перекомбинациях. Он неистощим в своих "умных вживаниях" в иные культурные миры, в которых мы еще, может, будем обитать.
А это значит, что подлинное открытие Георгия Гачева и его миров еще предстоит. Безнадежно, казалось бы, отстав от реальности в своей доморощенной "жизнемысли", он вдруг окажется впереди всех. В открытой Америке, которую еще предстоит сочинить, чтобы в ней жить.

Георгий ГАЧЕВ - писатель, философ, культуролог, музыковед, литературовед. Родился 1 мая 1929 года. Закончил филфак МГУ. Работал в Институте мировой литературы, Институте истории естествознания и техники, Институте славяноведения и балканистики Академии наук. С 1983 года - доктор филологических наук. Женат на исследовательнице творчества Н.Ф.Федорова Светлане Семеновой. Автор двух десятков изданных книг и во много раз превосходящих их по объему рукописных трудов, которые должны, по его замыслу, составить целую 16-ти томную библиотеку "Национальных образов мира".

Отметим следующие издания книг Георгия Гачева:
1. "Русская Дума". Портреты русских мыслителей. М.: Новости, 1991.
2. "Книга удивлений, или Естествознание глазами гуманитария". М.: Педагогика, 1991.
3. "Наука и национальные культуры" (гуманитарный комментарий к естествознанию). Ростов-на-Дону, РГУ, 1992.
4. "Образы Индии". М.: Наука, 1993.
5. "Семейная комедия. Лета в Щитове". Исповести. М.: Школа-пресс, 1994.
6. "Русский Эрос". Роман Мысли с Жизнью. Кн. 1-я. М.: Интерпринт, 1994.
7. "Жизнь с Мыслью". Исповесть. М.: Ди-Дик-Танаис, 1995.
8. "Национальные образы мира. Америка в сравнении с Россией и Славянством". М.: Раритет, 1997.
9. "Американские лекции" - в печати.

 

Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи