Игорь Шевелев
Случай Гачева
Одной из устойчивых мифологем
советского сознания была идея потаенного произведения, скрытого от всех труда
жизни. Не создавать "нетленку" было равносильно утрате идентичности.
Из
обязательного к изучению марксизма мы уяснили главное: за гнусным явлением
действительности социализма скрыта тайная сущность, истина, выход к которой
каждый должен найти для себя.
Да
что там Булгаков, если Косыгин, например, только с виду предсовмина, а на самом
деле - тонкий почитатель джаза и владелец лучшего в мире собрания джазовых
пластинок, а Брежнев - заядлый автогонщик и коллекционер машин, а чуткий
Андропов пишет замечательные стихи и собирает подпольных художников.
Это,
может, на Западе - "хобби", а у нас смысл жизни. Я только с виду дворник, а на
самом деле пишу роман, поднимающий меня в глазах жены, ближайших друзей и совы
Минервы, являющейся в полночь как "провиденциальный собеседник" из статьи
Мандельштама. А другой работает над подлинной философией. А третий пишет
гениальный холст. И так далее. Мистики советского заката, все мы ушли с позорной
видимости в творческие катакомбы. Люди практические шли в "теневые цеховики",
люди теоретические - в гуманитарную фарцу.
На
этом фоне "случай Гачева" - один из многих, но в своем роде ярчайший. С 1961
года он пишет "в стол" бесконечную книгу своих "жизнемыслей" - послерозановское
соединение интимного дневника, культурологических размышлений, квазинаучных
исследований. Началось все после личного знакомства с М. М. Бахтиным - книгой
"60 дней в мышлении", с которой тогда же случился показательный казус. Гачев
пытался читать ее вслух Марии Вениаминовне Юдиной, гениальной пианистке и
собеседнице того же Бахтина, Флоренского, Лосева, и вызвал ее возмущенное
недоумение: что это за такое расхлябанное письмо и небрежное недоформулирование!..
Но
именно непосредственное мыслечувствие, погруженное в быт, и входило в замысел
Гачева. За тридцать с лишним лет им написаны десятки тысяч страниц сплошного
текста. Зачем? Наверное, чтобы, ища смысл в жизни, подняться над ее видимой
бессмыслицей, вникнуть в ее скрытую рациональность.
Постепенно
у Гачева возникает основная тема, вокруг которой организуется его
мыслеписьменность. Это - "национальные образы мира". Сын болгарского философа,
сгинувшего в колымских лагерях, и еврейки-музыкантши, Георгий Гачев решил, что
находится в своей родной русской культуре в наилучшей для культуролога позиции -
постороннего. Но такова была позиция любого "застойного" интеллигента -
всечеловека, способного ко всемирной отзывчивости.
Всякий
писатель - жертва языка. Гачев - жертва смиренная. По краям его умозрений
возникает образ чудака, "мыслящего Пьеро", терпеливо несущего свой крест
кухонного мыслителя. Некий сплав болгарской наивности с еврейской страстью
постоянного комментирования. Именно так русский вакуум тех лет мнил себя
притягивающим любое содержание.
Ныне
архив Гачева насчитывает шестнадцать фолиантов (изданных и пока еще нет),
посвященных "национальным мирам". Тут и французский мир ("Зимой с Декартом"), и
армянский, и американский (только что изданный наполовину), болгарский,
индийский, еврейский (появление которого гарантирует крупный скандал),
киргизский и т.д. Гачев доводит до логического конца черты среднего советского
интеллигента."Невыездной", по определению, тот может узнавать о неведомой
"заграничной" жизни лишь по намекам, слухам, с помощью особо развившегося
воображения. Домыслие стало своеобразным видом творчества. Окружив себя
словарями, энциклопедиями, нотами, поваренными книгами, художественной и
философской литературой выбранных стран, Гачев пустился в свои "интеллектуальные
путешествия" по миру.
Причем
воображать было намного интереснее, чем наблюдать воочию. Сочинив "армянский
образ мира", Гачев спустя какое-то время оказался в реальной Армении, но -
редчайший для него случай! - не написал за это время ни строчки. Подлинным
творчеством было не проживание, а воображение реальной жизни. "Мы не в послании
- в призвании", - говорил внутренний эмигрант, отвращая глаза от окружающего и
наделяя его изнутри доморощенным смыслом.
Вынутый
из своего времени писатель работает для вечности. "Психо-Космо-Логосы" гачевских
национальных миров замышлялись продолжением исследований Шпенглера или Тойнби.
Но - вневременным продолжением. Лишенный конкретной информации, советский
мыслитель был поневоле энциклопедистом. Повторяется обычная после Петра I
российская ситуация творца и самодержца - начинать мир с чистого листа. Для
многих наших энциклопедистов проблема, с какой буквы начинать писать
энциклопедию, неразрешима. Гачев как начал с начала, так и дойдет до конца...
Гачевские
фолианты - это кладезь тончайших наблюдений, формул, догадок, тонущих в
бесконечном процессе самого мыслеписьма. Как припечатал еще в начале 60-х Андрей
Синявский: "жемчужные зерна в навозной куче". Что цитирует и сам Гачев, дополняя
свое "шпенглерство" квазипрустовским потоком поиска себя во времени.
Он
осознанно искривляет объективные формулировки своим субъективным жизнечувствием,
погружая их в свои дневники, переживания, случаи из жизни. Получается двойной
портрет: Америки, например, и воображающего здесь и сейчас эту Америку "совка".
Так
показывает Гачев опыт человеческого мышления. Не абсолютного логического духа, а
конкретного человека, этот дух имитирующего. Гачев экспериментально откровенен,
демонстрируя все извивчики того субъекта, которым ему довелось стать.
Естественно, возникает вопрос:
как печатать этот сплошной поток мыслежизни? Издательская судьба Гачева
причудлива. У него вышло двадцать книг, но только в последние годы удается
печатать их так, как они написаны - вперемешку идут тончайшие культурологические
построения и поражающие читателя рассуждения о совокуплениях с женой, запись
снов и литературоведческий анализ... Иной раз кажется, что Гачев проделал работу
целых институтов, где пребывал младшим научным сотрудником в полной уверенности,
что получает деньги ни за что. Но перевернешь несколько страниц - и вот,
пожалуйста, набор общих мыслей советского интеллигента, умственный рацион
которого определен теми книгами, что перевели и издали в СССР.
Легко
обвинить Гачева: мол, многословие уму не научает... Однако важность его текстов
в том, что он их - написал. До конца и исчерпывающе. Воплотил то, что витало в
воздухе, но могло бы исчезнуть бесследно, не выполни он эту черную работу.
Осознанно и в подробностях он описал умственный ландшафт позднесоветского
интеллигента, поставив опыт на самом себе.
"Вон
слышишь, как спелеолог один в пещере взялся пожить, сколько сможет без света; а
кто-то океан переплыл без пресной воды и пищи; а кто-то - на яхте вокруг света.
Вот и я свой эксперимент-рекорд предпринял: в век слова
горизонтально-ориентированного на мгновенную реализацию в печати, средь злобы
дня и сенсаций - выбиться из притяжения этого мощного силово-магнитного поля и
насколько смогу высоко взлететь и сколь долго смогу продержаться-жить-питаться
во Абсолюте, там дыша, мысля и глаголя... Конечно, только в условиях Советской
России мог сложиться такой эксперимент-замысел... На Западе невозможно
оторваться от соблазна готовой к услугам печати: оригинальной и глубокой мысли
угодливо расставлены печатные силки... Только у нас, где ничего нельзя
(необыкновенного напечатать), оказалось все можно (помыслить!)" Конечно, со
стороны видны ограничения этого "всемыслия", его рассудочные шаблоны, очевидная
недостаточность "советского энциклопедизма". Но здесь же таятся и его
неожиданные перспективы.
Опыт
гачевского соображения "виртуальных миров" чужих цивилизаций вполне может быть
использован, скажем, в будущих компьютерных играх. Гачев виртуозен в нанизывании
различных культурных кодов и их перекомбинациях. Он неистощим в своих "умных
вживаниях" в иные культурные миры, в которых мы еще, может, будем обитать.
А
это значит, что подлинное открытие Георгия Гачева и его миров еще предстоит.
Безнадежно, казалось бы, отстав от реальности в своей доморощенной "жизнемысли",
он вдруг окажется впереди всех. В открытой Америке, которую еще предстоит
сочинить, чтобы в ней жить.
Георгий ГАЧЕВ - писатель, философ, культуролог, музыковед, литературовед. Родился 1 мая 1929 года. Закончил филфак МГУ. Работал в Институте мировой литературы, Институте истории естествознания и техники, Институте славяноведения и балканистики Академии наук. С 1983 года - доктор филологических наук. Женат на исследовательнице творчества Н.Ф.Федорова Светлане Семеновой. Автор двух десятков изданных книг и во много раз превосходящих их по объему рукописных трудов, которые должны, по его замыслу, составить целую 16-ти томную библиотеку "Национальных образов мира".
Отметим следующие издания книг
Георгия Гачева:
1. "Русская Дума". Портреты русских мыслителей. М.: Новости, 1991.
2. "Книга удивлений, или Естествознание глазами гуманитария". М.: Педагогика,
1991.
3. "Наука и национальные культуры" (гуманитарный комментарий к естествознанию).
Ростов-на-Дону, РГУ, 1992.
4. "Образы Индии". М.: Наука, 1993.
5. "Семейная комедия. Лета в Щитове". Исповести. М.: Школа-пресс, 1994.
6. "Русский Эрос". Роман Мысли с Жизнью. Кн. 1-я. М.: Интерпринт, 1994.
7. "Жизнь с Мыслью". Исповесть. М.: Ди-Дик-Танаис, 1995.
8. "Национальные образы мира. Америка в сравнении с Россией и Славянством". М.:
Раритет, 1997.
9. "Американские лекции" - в печати.
Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи