мастер-класс

Портрет людей на фоне эпохи.

Мелихов Лев фотограф

Классику современной российской фотографии Льву Мелихову 11 апреля исполняется 50 лет. Свой первый снимок он сделал ровно 42 года назад – 11 апреля 1959 года, когда на день рождения ему подарили его первую фотокамеру. На том снимке два приятеля Мелихова по двору были сняты на фоне старого цирка. Количество фотографий, сделанных им за это время, высчитывается легко, поскольку снимает он каждый день. Я подсчитал, что за 16 тысяч дней, прошедших с конца 50-х, маэстро сделал около ста тысяч снимков. Или – двухсот тысяч, не так важно.

За все это время Лев Мелихов, кроме фотографий, успел отучиться в художественных школах родного Волоколамска и Москвы, куда добирался каждый день по два часа в одну сторону. Так что сбежать в 15-летнем возрасте в Иркутск и прожить одному год на Байкале, вкушая романтику 60-х, было ему не страшно: Лев – мужчина самостоятельный и творчески горячий, недаром он по отцу испанец (отец ребенком приехал в СССР в середине 30-х после гражданской войны в Испании, а уехал обратно в 56-м сразу после ХХ съезда). Потом была архитектурный техникум, служба в армии, архитектурный институт и 15 лет работы по специальности. Одновременно с этим он объездил с фотокамерой весь мир. До Горбачева – весь Советский Союз. После Горбачева – остальные пять шестых земного шара.

Все, что снимает Лев Мелихов, он называет – портретом. Это может быть портрет человека, портрет города, портрет лошади памятника Жукову или портрет какой-нибудь железяки. Портретов человека Мелихов делает в год от силы два или три. То есть огромное количество подготовительных фотографий, а потом ту, единственную. Только 87-й год оказался в этом смысле урожайным: фотографу показалось, что в стране скоро никого не останется из друзей, - умрут или разъедутся, - и у него со страху получилось сразу несколько десятков портретов.

Он снимал художников, потому что ему казалось несправедливым, что на выставке люди смотрят их картины, а как они сами выглядят, никто не знает. Его портреты художников советского андеграунда считаются классическими и перепечатываются во всех нынешних и будущих историях искусств.

Впрочем, многие его работы имеют статус классических. Красная площадь и новогодняя ночь миллениума в Москве, Александр Солженицын и Булат Окуджава. В год он делает порядка восьми совершенно разных персональных выставок по всему миру. Влюбившись в невероятную энергетику Сахалина и Курил, он месяцами оттуда не уезжал. Может по первому вызову собраться за несколько часов и уехать снимать в Париж или на Мадагаскар. Он поражается своим многочисленным молодым ученикам лет под тридцать, которые неделю могут не брать камеру в руки. Сам он, никогда не быв репортером, находится в постоянном ожидании того самого, единственного ракурса и мгновения, которое надо остановить, потому что иначе упустишь навсегда.

Что сказать о жизни? Что оказалась длинной. Снимая своих многочисленных друзей, то, что раньше называлось кругом, а теперь тусовкой, он умудрился снять – эпоху. Не удивительно, что среди его друзей сибирский миллионер и Франсуаза Саган, Игорь Губерман и Гарик Сукачев. Он называет их – своими, потому что видит их такими, какими может увидеть только он. О каждом из них у него есть своя история, которые, придет время, он расскажет вслух.

11 апреля, в день своего юбилея, Лев Мелихов открывает персональную выставку в выставочном зале Манеж. Накануне выйдет первый альбом из многотомного собрания его «Портретов». Соберутся многочисленные друзья и прототипы, сомкнут объятья и сдвинут бокалы. Наверняка маэстро затеял все это, чтобы лишний раз поснимать всех, кого он любит и кто любит его самого.

Игорь ШЕВЕЛЕВ

 

 

Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи