сиди и читай

 

КНИГА ОБ ОТЦЕ И СЫНЕ

 

Тивадар Сорос «Маскарад». Игра в прятки со смертью в нацистской Венгрии. Пер. с англ. М., 2001.

 

Автор данной книги, впервые изданной на эсперанто в 1965 году, отец известного финансиста и благотворителя Джорджа Сороса. Как сказал на ее презентации в российском фонде Сороса психолог Александр Асмолов – это первая спокойная книга о Холокосте.

 

Время действия - 1944-45 годы. Венгрия оккупирована фашистской Германией, сотням тысяч местных евреев грозит гибель в лагерях смерти и газовых камерах. Война идет к концу, и гитлеровцы спешат с окончательным решением еврейского вопроса в стране, которой пока что удавалось лавировать в мировой битве людоедов.

Евреев увольняют с работы, заставляют носить на одежде желтую звезду, сгоняют в гетто, товарными вагонами отправляют в Освенцим. Автор книги, 50-летний будапештский юрист, человек, не столько предприимчивый, сколько любящий пожить в удовольствие, стоит перед проблемой: что делать? Он не питает иллюзий по поводу будущего: «Жизнь прекрасна, но удача должны быть на вашей стороне». Совсем молодым человеком он участвовал в первой мировой войне, попал в плен к русским, бежал с Дальнего Востока через всю Россию в пекле гражданской войны. Он знает, чего стоит в такие времена жизнь. Особенно, если это жизнь евреев, за которыми объявлена охота. А тут еще жена, теща и двое сыновей каждый день долбят, что он палец о палец не ударит, чтобы их спасти. Поневоле он начинает присматриваться, что бы такое сделать, чтобы избежать крематория, о котором ходят неясные, но тревожные слухи.

Писатель Григорий Бакланов на той же презентации, приуроченной к визиту Джорджа Сороса в Россию, заметил, что книга Тивадара Сороса полна скрытого юмора, несмотря на весь ужас описываемых событий. Фашисты все-таки дальше, чем жена и теща, не дающие покоя. Джордж Сорос, которому тогда было 14 лет и на которого те события оказали решающее воздействие, подтвердил наблюдения Бакланова: отец делал все, чтобы дети не чувствовали смертельной опасности происходящего вокруг. Он держал ужас в себе, а перед детьми сохранял обычное достоинство человека, любящего комфорт, плавание в бассейне, обед в ресторане, игру в бридж.

Тивадар Сорос понимает, что единственный выход это выйти из навязываемых нацистами правил, - достать членам семьи липовые документы и постараться исчезнуть из виду властей. Легко сказать… Не жалея денег, пользуясь связями, он достает множество документов, подтверждающих личность венгерского гражданина. Для безопасности - католика и дворянина. Постепенно он начинает снабжать ими и своих знакомых, и нуждающихся, которым грозит смерть.

Книга полна бытовых подробностей ситуации, когда на тебя и твоих близких объявлена безнаказанная охота. К чести венгров не все из них теряли человеческое достоинство, несмотря на оголтелую антисемитскую пропаганду. Тивадар Сорос приводит случай, когда молодые боксеры из друзей старшего сына, надевали на себя звезду Давида, чтобы, не будучи евреями, избивать оскорбляющих их антисемитов! Впрочем, и подонков хватало, чтобы последние месяцы 44-го года прошли в сплошных погромах, облавах и массовых расстрелах евреев.

Выживание с течением времени даже входит в обыденное и деловое русло. Возникают «конторы по отмыванию бумаг», где удаляется старый текст с бланков и наносится новый. Появляются цены на те или иные услуги. Да, помогает неразбериха последнего года войны. Но и фашистская машина уничтожения работает со все большим неистовством. Очевидно, что хладнокровие и выдержка отца, соединившего в мутной воде всеобщей паники бизнес с благотворительностью, возможность помочь людям и подзаработать, чтобы на вырученные деньги расширить «дело», оказало влияние на будущего мультимиллионера и филантропа Джорджа Сороса, тогда 14-летнего Дьюри. «Поскольку в душе я человек совестливый, - пишет его отец, - мне пришлось преодолевать внутреннее сопротивление, которое вызывала во мне идея торговли фальшивыми документами. Я понимал, что нельзя жить, следуя абстрактным принципам, и что иногда для достижения успеха необходима моральная гибкость». Под этими словами Тивадара Сороса вполне мог бы подписаться и его младший и успешный сын.

Конечно, скрываться от нацистов с комфортом, предполагающим ежедневное плавание, хороший обед, чтение Троцкого, Фрейда и Цвейга, вечерние прогулки и встречи с сыновьями в кафе мог только весьма обеспеченный и уверенный в себе человек, каковым и предстает со страниц книги ее автор. Два мира – два Шапиро. Но и там, как говорит один из персонажей, надо, чтобы тебя не приняли за еврея, вести себя естественно и не умничать. Книга полна тонких наблюдений, юмора, любопытных подробностей чуждой жизни на краю гибели. Вообще в книге и примечаниях много неизвестных нам фактов о миссии Валленберга в Венгрии, о «торговле» богатыми евреями нацистской верхушкой, начиная с Эйхмана и Гиммлера.

Вначале, повторю, книга была написана на эсперанто, этом искусственном общечеловеческом языке масонов. Автор говорил, что научился ему в сибирском лагере. Новый комендант лагеря, оказавшись эсперантистом, поинтересовался, не знает ли язык кто-либо из заключенных. Таковых оказалось двое, кого он и пригласил к себе домой на чай. На следующий день эсперантистами были все. На вопрос, заданный Джорджу Соросу, знает ли он сам эсперанто,он ответил, что в свое время весьма легко выучил его, а потом так же легко забыл. Вот еще, кстати, счастливая особенность выживания: легко забыть о том, что в данный момент не так важно.

О шестистах тысячах венгерских евреев, убитых нацистами с апреля 1944 года по январь 1945-го, забыть не удастся. И это еще важнее. «Период немецкой оккупации, в течение которого я жил как на войне, произвел в моей душе глубокие перемены. Став преследуемым, я по-настоящему научился сострадать; переживания других жертв гонений стали моим личным делом, фактически моими собственными переживаниями» – подытоживает автор. В Будапешт с тяжелыми боями входит двухмиллионная группировка советских войск. Перед ними не мирные, чудом выжившие жители, а затаившийся классовый враг. Но это, как говорится, другая история. Жизнь продолжается.

Игорь ШЕВЕЛЕВ

 

Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи