сиди и читай
Алексей Баташев «Баташ». М. «Магистериум», 2001.
Подзаголовок книги известного российского джазмена гласит: «Большой евразийский роман, или Опыт художественно-исторического исследования рода за пятьдесят пять веков». Как и полагается нетрадиционному музыканту, Алексей Баташев сначала услышал звук, призвавший его к труду, и только потом понял, что это будет такое. Оказалась Книга Жизни, которую Василий Аксенов сравнил с исполнением завета Николая Федорова о воскрешении отцов.
Как настоящий джаз не перелагается нотами, так обычной рецензией не пересказать эту книгу. Иначе как в анекдоте: «Прочел Баташева?» – «Нет, мне Шевелев по телефону напел».
Но и впрямь попробуйте объять рецензионным слогом книгу, в 1-й главе которой рассказывается о пирамиде Тель-Баташ рядом с Иерусалимом, под которой похоронен царь шумеров Баташ; в 5-й – о Боташе Шереметеве сыне Огневе; в 9-й – о промышленнике Иване Родионовиче Баташеве, а заодно об известном дворце на Таганском холме в Москве; в 13-й – о тульских самоварозаводчиках Баташевых, включая «тульского Дарвина», который вывел баташевскую породу кур, в 15-й – о потомках Карпа Боташева, трудившегося на демидовских уральских заводах, а там уже и до собственных родителей рукой подать.
Погружение во всемирную историю, которую познаешь как кровное и семейное дело, вполне может «сдвинуть» человека, превратить его в чудака и мономана. При одном условии: если он не джазмен, подобно Алексею Баташеву. Потому что в данном случае происходит обратное, - сама история «двинулась», открывая залежи своих тайных сокровищ.
Ключ к бытию был найден. То, для чего не хватало фактов и документов, Баташев видел во сне. На этих откровениях он не настаивает, но слишком уж они ложатся мостиком между тем, что известно наверняка. Может, он последний духовидец в роду жрецов египетского бога Пта, из испорченного имени которого и пошли Баташи?..
Но если серьезно, - а куда серьезней книги, где отслежены судьбы двух с половиной тысяч человек, вышедших из одного корня, - то многолетний труд, смысл которого сам Алексей Николаевич полностью осознавал лишь по ходу его, говорит о необходимости особого внутреннего познания истории, как кровного, а не только лишь интеллектуального дела. При этом, странное дело, история людей столь многообразна, что отдельный человек, вникая в нее, может и свихнуться. Если, повторяю, он не джазмен.
Итак, чтобы найти, надо искать. Если ищешь, то все само идет в руки. Алексей Баташев – человек коммуникабельный и любимый десятками тысяч людей. Друзья и знакомые со всего мира, узнав о его поисках, посылали тексты, адреса, архивные наводки. Так интенсивное общение с нынешними людьми увлекало на глубину исторического времени.
Основные линии родов пересекаются друг с другом, вступая в бесконечный диалог и взаимоотражение. Выходящая из них человеческая особь не суть ли джазовая композиция? Из свинга истории пробуждается в человеке будоражащее движение крови. Даже фоменковские фантазии и «велесовские» побасенки обретают в баташевской аранжировке обаяние и, скажем так, шарм-аль-баташ. Автор со смаком пассионария идет по всемирной истории, отбивая одному ему слышную мелодию, которой хочет поделиться со всеми, потому что у всех ее и заимствует, - «идите сюда, давайте радоваться вместе! – словно предлагает Алексей Баташев, - вы что, не видите, что история –семейное дело». Экклезиаст считал, что много знания рождает много печали. Людвиг Виттгенштейн был уверен, что от многого знания идет еще больше привираний. Алексей Николаевич Баташев с последним согласен, но уверен, что привирать, как и все остальное, надо весело и со вкусом.
В Большом Карачае на Северном Кавказе автор сидит на собрании рода Боташевых, видя зараз чуть ли не тысячу своих однофамильцев, признавших его в этом застолье за своего. На Урале, где жили его дед и отец, он встречает бабу-Катю, которая рассказывает о жизни его родственников сто лет назад. Разве это не подобно сну, - услышать от чужого человека интимные предания своего семейства? Пять веков назад Баташевы были во всех слоях русского общества – от крестьян до Рюриковичей. Всех их и пытается отследить А. Н.
Автор выуживает из большой русской истории – истории Баташевых, и из них складывается время рода. Всякие были Баташевы на Руси. «Куда ни кинь, всюду русские. Или татары. Или кавказцы. А вовсе не евреи, как думают некоторые». Взять хотя бы легендарного Андрея Родионовича Баташева –фантастического богача «русского Круппа ХУШ века», химика, заводчика, злодея и фальшивомонетчика. Захватывающие новеллы рода сменяют одна другую. Куда там Б. Акунину с записками известными. Начинаешь думать, а уж не тайный ли беллетрист наш Баташев, тот что нынешний? Оказывается, нет. Выпускник физтеха, где слушал лекции Ландау и Капицы и обучение в котором приравнивает к службе в лейб-гвардии Его Величества гусарском полку. Поэт и автор песен, художник и спортсмен, саксофонист и арбитрум-элеганторум. Короче, гораздо больше, чем беллетрист, - человек-джаз. Такому мировая история – по колено. Ибо сам ты – джазовая импровизация твоих предков. И не в том штука, чтобы возвести себя к Адаму и Еве в новом дворянско-райском собрании, а чтобы сделать это со вкусом и в деталях.
Для того, может, и не встретились будущий князь и внук карачаевского кадия Адрахман Боташев в свое время с лейб-гвардии ротмистром Силой Андреевичем Баташевым, чтобы 8-го сентября 2001 года Алексей Николаевич Баташев представил в рамках Международной книжной ярмарки свою книгу «Баташ», а вокруг играл джаз и толпились люди, поздравляющие автора, которому накануне, 7 сентября, якобы исполнилось 67 лет, а на самом деле гораздо больше, потому что, как заметил музыкант Андрей Макаревич, Алексей – марсианин, и когда мы все станем старенькими и уйдем из мира сего, он будет общаться с нашими детьми и внуками. Потому для него и история – свой собственный раздвижной и прижизненный дом.
Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи