ВЫЗОВ ЧЕЛОВЕЧНОСТИ
Террор против Америки потряс сами основы личности и цивилизации
Это ужас, который не знает слов, отозвался папа римский о том, что случилось в Америке.
Фрагменты кошмарных сновидений вдруг соединились в какой-то жуткий сюжет, отличающийся от голливудского триллера только тем, что его нельзя открутить назад. После 11 сентября жизнь в мире переменилась. История переменилась.
Мир смотрел в прямой трансляции то, от чего волосы вставали дыбом. Тяжелый пассажирский “Боинг” врезается в полукилометровый небоскреб. Люди, высовываясь из окон, взывают о помощи. Стоящий рядом небоскреб обрушивается. Английская речь комментатора CNN звучит нарочито бесстрастно. В небоскребах в этот час начала рабочего дня находятся десятки тысяч человек. Затем падает второй небоскреб. Общий план закрытого клубами дыма Манхеттена. Взорванный Пентагон.
Кажется, что так, в прямой трансляции мы увидим конец света – медленно гаснущие на небе звезды и постепенно приближающиеся к дому, где мы сидим, взрывы.
Говорить об этом ужасе невозможно. Но говорить надо, чтобы хотя бы очеловечить происходящее, “заговорить” кошмар, как бы ввести в общий порядок. Продолжают играть в футбол, проходят выставки, выходят книги. Так смерть самого близкого человека, без которого жизнь была невозможна, оборачивается суетой похорон и поминок. Чтобы жизнь продолжалась, оставаясь невозможной. И фраза по-прежнему выстраивается по законам грамматики.
Однако, глядя на случившееся, можно понять: конец света – это не конец, а начало. Начало иного.
Серия потрясавших воображение в последние годы, месяцы, дни террористических актов сложилась в нечто новое. Ничто не предвещало опасности. Солнечное утро ранней осени. Наполненные пассажирами “Боинги”, превращенные в ракеты “воздух-земля”, каждая в сотню тонн авиационного горючего. Одновременно захваченные самолеты по всей Америке, направленные на символы страны – Всемирный торговый центр, Пентагон, Белый дом, ядерные установки… Это не сон, не фильм ужасов, не триллер Тома Кленси.
И еще более страшные кадры. Радующаяся толпа с флажками, улюлюкающие мужчины, женщина с высунутым, быстро-быстро работающим в восторге язычком. Как же теперь человечеству, сидящему перед экранами, забыть ее, эту женщину, чтобы не снилась?.. И совершенно безумный вопрос: если это люди, то ты тогда кто?
11 сентября 2001 года. Время различения между людьми. Новое тысячелетие.
Наверное, каждый о себе может сказать, что есть минуты в жизни ненависти к своим ближним. К тем, кто богаче, удачливей, нахальней, глупей, а зарплата больше, у кого нос другой формы, и кожа другого цвета. Но приходит время, когда эта ненависть к другому – убивает. Убивает другого, и убивает тебя. Убивает в тебе человека.
Случившееся 11 сентября – преступление против человечности. Против человеческой природы. Потому что поднялось изнутри этой природы, изнутри человека.
Мы с умилением смотрели на выходки антиглобалистов. Брали у них интервью. Анализируем, - похожи те на молодых коммунистов и народовольцев? Думаем, наверное, богатые страны сами в чем-то виноваты. Почему если “семерка”-то – “большая”? Нельзя ли быть победнее? У нас сортир во дворе, а они банкуют. Людей это раздражает. С умилением смотрим на бандитов, убийц, пьяных хулиганов, коррупционеров, мастеров спецопераций - все мы люди, чего там…
Так 11 сентября стало вызовом каждому из нас, вызовом человеку.
Оказалось, что человек это то, что нуждается в обуздании, преодолении, введении в рамки цивилизации. Иначе – убийства и массовые убийства. Иначе направленные в билдинги пассажирские самолеты. Иначе вандализм. Иначе “герои-самоубийцы”, взрывающие в дискотеках, пиццериях и школах взрывные устройства, начиненные гвоздями. Иначе ядерные “шахиды”, уносящие в преисподнюю миллионы, а человечество – к простоте послеядерного травоядения.
Сквозь ежедневную суету вдруг проглянуло зло в чистом виде. Варварство в чистом виде. Деструктивная игра на самоуничтожение. Тем более страшная, что вирус зла, варварства и деструкции таится в каждом из нас. Только ожидая мгновения, чтобы вырваться наружу.
На самом деле сегодня под угрозой цивилизация. И внешнего решения проблемы не существует, потому что каждый из нас является потенциальной угрозой цивилизации. Угроза - в каждом, в человеке. Случившееся – это вызов каждому из людей и мировому сообществу в целом: будет ли взята под контроль злая деструктивная энергия человечества?
Дело не в ответном терроре обратного знака, не в полицейском “закручивании гаек”, не в уничтожении протестующих толп и тюремной изоляции буянов. Дело, прежде всего, в общем осознании опасности, в общественной изоляции подонков и буйствующих хамов. В сохранении основ цивилизации.
Именно она под угрозой. Пусть назовут ее “глобализмом”, “империализмом” или как-то еще. А взамен предложат разойтись по пустой земле мелкими племенами под руководством “пассионарных” племенных вождей.
И еще одно. Самое трудное, о чем надо сказать, но о чем не говорят. Всякий террор происходит во имя идеи. Великий террор происходит во имя самой великой идеи – идеи Бога. Тот, кто взорвет весь мир к чертовой матери, будет самым великим праведником в раю. И неважно, каким именем называется Бог, потому что он един и у него бесконечное число имен.
Сама идея Бога является потусторонней этому миру. Давние слова Ницше, что самым сильным аргументом против мира является Бог, только в первое мгновенье кажется пустым парадоксом и игрой слов безумца.
Сладенькая проповедь о Боге добра и красоты кажется его же, Творца, специальной пиар-акцией по запудриванию мозгов малых сих. Достаточно посмотреть на человека, как на “образ и подобие Божие”, чтобы ужаснуться, каким же должен быть образец этого создания.
Ужасов ХХ века человечеству оказалось недостаточно. 11 сентября 2001 года общество перешло в следующий век и тысячелетие. Так называемые “библейские религии”, которые мы берем в это тысячелетие, выглядят все более противоречащими нынешней цивилизации. Недаром террористы направили “Боинг” с заложниками на символ “новой вавилонской башни”. Вавилон должен быть разрушен. Священное писание не ошибается. Бог ведет войну. Бог их руками разрушил рукотворное творение “всемирного империалистического зла”.
Надо наконец сказать то, о чем все молчат, но что пролегает зияющей трещиной современного мира. Газетная полоса – не лучшее место для теологических диспутов. Но социологический аспект нынешней религиозности очевиден. Можно играть в слова, называя это “фундаментализмом”. Но “фундаментализм” и есть вера в Бога в ее чистоте и незапятнанности. Террор против “мира сего”, который ведется во имя Бога “мучениками” Бога, - остановить нельзя, вот что надо запомнить. Он неостановим. Бог сильнее мира.
Создал он его или нет, но он его уничтожит. По делам Его узнаешь Его.
Сегодняшняя угроза цивилизации – это вызов всем. И на вызов нельзя не отвечать. Вызов не принимает бездействия.
Игорь ШЕВЕЛЕВ
Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи