презентация дня
ВОЗВРАЩЕНИЕ МАЙОРА ПРОНИНА
В одном из подвалов Лубянки открылся крайне своевременный клуб под названием «Майор Пронин». Сухие щелчки выстрелов в клубном тире должны особо способствовать, по уверениям врачей в штатском, усвоению вкусной и питательной пищи.
Об актуальности нового заведения во время президентства бывшего разведчика говорил на открытии клуба его создатель Андрей Бильжо. Вместе с архитектором Юрием Аввакумовым и скульптором Сергеем Горшковым они создали поистине театрально-игровое пространство, насыщенное бездной выдумки и иронических примочек. Бар в виде железной клетки изолятора, официанты в строгих эсесовско-чекистских одеждах с кобурой под мышкой, писсуар Штирлица на стене (привет от Дюшана-Исаева), автомат с идеологической заразой раздевающихся красоток, тир со спеццелями - от агента ЦРУ до наркодельца, - попав в которые можно спасти бабушку, ребенка, себя и профессора Плейшнера. Сами столы-кабинеты более напоминают мини-музеи. Первый слева - стол, за которым ел и работал сам майор Пронин (Семен Аронович Либерштейн). Об этом осведомляет металлическая дощечка и краткая биография. А на стене личные вещи майора. За другими столами ели и работали Жеглов и Шарапов, инспектор Пуаро, Мегре, трое знатоков - Знаменский, Томин, Кибрик, мисс Марпл, Шерлок Холмс и доктор Ватсон. Рядом, естественно, их личные вещи. В эксклюзивные наливные полы ресторана впечатаны ключи, монеты, бритвы, шпионская атрибутика. В стеклянные столы впаяны фотографии с кадрами из шпионских фильмов. Пепельницы, солонки, перечницы в виде пистолетов. Тут же можно восстановить лицо врага: Фантомаса, Мюллера, Пеньковского - на выбор. Про тир в соседней выгородке уже сказано. Туалеты замаскированы под книжные шкафы. В одном все авторы на букву «М», в другом - на «Ж». Умному и грамотному достаточно? Если нет, то обо всем происходящем внутри туалета можно наблюдать с помощью системы зеркал - снаружи. Майор Пронин шутить не любит!
Если предыдущий клуб-ресторан Андрея Бильжо «Петрович» и «Петрович-путешественник» на Мясницкой являет собой нечто вроде художественной галереи, то «Майор Пронин» это, конечно, ресторан-музей. Музей Большой Игры нашего затянувшегося детства.
«Надеюсь, что это будет лучшее место для передачи информации друг другу», - заметил Андрей Бильжо. В работе над созданием «Майора Пронина», продолжавшейся более пяти месяцев, едва ли не самым большим открытием для него стала личность автора легендарных детективов. Лев Овалов выпустил первую книгу о будущем герое народных анекдотов перед самой войной, после чего отправился из-за нее на восемь лет в ГУЛАГ. Там бывшему студенту-медику, мечтавшему о литературной карьере, пришлось стать настоящим врачом, что и спасло ему жизнь. Дописывал романы о майоре Пронине он уже после освобождения. На поселении познакомился с будущей женой, которая, кстати, вместе с двумя дочерьми была на открытии «Майора Пронина». Ведь Лев Сергеевич Овалов, как кому-то не покажется странным, был нашим современником. Он умер совсем недавно, прожив 92 года, и до последнего дня писал стихи и выпивал по рюмочке коньяка. Более того, перечитавший недавно его книги Вадим Жук, считает, что романы о майоре Пронине вполне находятся в русле так называемой «ленинградской школы прозы» Михаила Зощенко и Леонида Пантелеева. Книги Льва Овалова написаны очень простым языком, динамичны, их кажущаяся примитивность есть результат особой поэтики. Став объектом интеллигентских насмешек у себя на родине, баснословный борец с западными шпионами вызвал к жизни другую шпионскую легенду - агента 007 Флеминга. Чьи детективы круче - это еще большой вопрос.
В любом случае, в «Майоре Пронине» есть полная библиотека сочинений Льва Овалова и его коллег по советскому шпионскому роману 1940-60-х годов. Под столами приварена специальная металлическая сетка, чтобы желающие могли совместить поглощение физической пищи с духовной. Есть небольшая сцена в виде ниши. Переговоры о выступлении на ней Евгения Гришковца, Вадима Жука, Б. Акунина, музыкантов, поэтов и прозаиков Андрей Бильжо уже ведет.
Осталось зайти и сказать пароль: «У вас продается славянский шкаф?» А когда ответят: «Иди отсюда, это тебе не мебельный» - занимать место за столом. Отзыв правильный. Это наши. Наконец-то ты вышел на связника.
Игорь Шевелёв
Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи