КРУПНАЯ СОЛЬ ЛИТЕРАТУРНОЙ ЗЛОСТИ

Владимир Войнович представил читателям свою книгу о Солженицыне.

В агентстве «Мир новостей» прошла презентация книги Владимира Войновича «Портрет на фоне мифа». (см. «Время МН» за 31.05.2002 с фрагментом книги и за 04.06.2002 со статьей Аллы Латыниной.) Более полусотни журналистов из разных изданий, несколько телекамер, корреспонденты радиостанций - все задают автору множество вопросов об его отношении к герою книги. Ибо этот герой - сам Александр Исаевич Солженицын. Есть в этой ситуации еще какой-то детский интерес: кто сильнее, - кит или слон? Войнович когда-то уже отличился тем, что в романе-утопии  «Москва 2042» вывел некоего Сим Симыча Карнавалова, в котором читатель без труда узнал гонимого Кремлем и КГБ Нобелевского лауреата по литературе, властителя дум и учителя жизни А. С. Солженицына. Теперь пришло время не пародийного литературного персонажа, но самого прототипа.

Для тех, кто еще не прочитал эту книгу «всей правды о Солженицыне», Владимир Николаевич ответил на вопросы. Из ответов Войновича следовало, что он восхищался автором «Одного дня Ивана Денисовича» и некоторых страниц романа «В круге первом». Что одним из обвинений Войновича при исключении из Союза советских писателей было то, что он как раз поддерживал этого «литературного власовца». Уже в эмиграции его начали настораживать некоторые высказывания и сочинения Солженицына, а особенно его поза вождя и учителя, стоящего вне всякой критики.

Цель «Портрета на фоне мифа», как сказал Владимир Войнович, борьба с культом личности. Любым. В том числе, солженицынским, который создает как сам Александр Исаевич, так и его окружение. В частности, Войновича глубоко задели высказывания некоторых критиков, что «слова, направленные им против Солженицына, всегда лили воду на мельницу КГБ». Уже и КГБ давно нет, уже и полное равенство всех для критики, но кто-то все же есть «ровнее всех живых», кого критиковать все-таки нельзя. Владимир Войнович просит назвать ему имена тех, кто находится вне критики и пародий, и он напишет о них всю правду. Как написал о Солженицыне.

«Та сторона» (то есть Солженицын и его сторонники) хранят молчание по поводу «Портрета на фоне мифа». Чтобы не создавать бесплатную рекламу Войновичу, - как якобы сказала в приватном разговоре Наталья Дмитриевна Солженицына. «А я - создам!» - ответил на это бескомпромиссный Войнович. И вспомнил, как в Питере молодые журналисты спросили, а зачем вообще ему надо посвящать целую книгу «отработанной фигуре»? «Был бы он «отработанной фигурой» - не пришло бы столько народу», - резонно отвечал Войнович.

Из чего следует вывод, что на самом деле книга Владимира Войновича об Александре Солженицыне - это литературное событие к вящей славе обоих ее персонажей. Это та «соль литературной злости», без которой нет литературы. И наконец это вечное возвращение детского интереса: так кто же сильней - слон или кит? Вопрос, на которого ответа, конечно, не существует. А уж Кит Китыч или Слон Слоныч могут думать, что хотят.

Игорь Шевелев

Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи