идея дня
Новый русский капреализм: изменить
жизнь литературой.
Литературные конкурсы распространяются сегодня с быстротой лесного пожара. Один из них: «Жизнь состоявшихся людей» проводит общественная организация «Открытая Россия» и издательство «Вагриус». О подробностях акции рассказывает председатель жюри конкурса, полититолог и публицист Денис Драгунский.
-Начнем с простого: что это такое – «Жизнь состоявшихся людей»?
-Это конкурс прозы большой формы, грубо говоря, романа, посвященной людям дела. Тем, кто смог добиться чего-то в этой жизни. Героями таких романов, по условиям конкурса, могут быть, кто угодно, а не только бизнесмены и менеджеры, - журналист, учитель, астроном, писатель, фотомодель, командир производства, биржевой брокер и так далее.
-То есть это конкурс романов, как на Букере?
-Да, но с одним существенным уточнением: это должен быть роман производственный и позитивный. При самом широком спектре обозначенных профессий роман посвящен тому, как эти люди работают и добиваются своих жизненных целей в нынешней жизни.
-Премии для состоявших авторов о состоявшихся людях серьезные?
-Победители получат три премии, - 150 тысяч, 120 тысяч и 100 тысяч. Рублей, естественно. Это довольно много. С каждым лауреатом издательство «Вагриус» заключает договор на публикацию книги. Причем, сумма премии и является гонораром за первое издание. Что, на самом деле, нормально, потому что обычные гонорары достаточно дохлые. Рукописи принимались до 1 сентября.
-Много
ли их поступило?
-Честно говоря, мы думали, что придет 15-20 романов, и к октябрю мы уже примем наше решение. Но во второй половине августа они посыпались, как из ведра, и их оказалось девяносто. Видимо, народ, прочитав условия конкурса, пошел в отпуск и сел писать романы. В связи с чем награждение пришлось отодвинуть на ноябрь. Прочитать 90 романов по 700 страниц это серьезно.
-Какова
цель устроителей конкурса?
-Цель прочитывается между строк. Это продвижение средствами литературы идей ценностей гражданского общества, рыночной экономики и частной инициативы. Мы стремимся сформировать положительный образ человека дела в современной России. Из чего понятно, что на премию вряд ли могли бы рассчитывать такие книги, как «Чайка» господина Чехова или «Бесы» Достоевского.
-Сильное
заявление.
-Да, так называемых серьезных романистов, ставящих глобальные вопросы жизни и смерти, настроенных печально, экзистенциалистов в идеологии и постмодернистов в манере письма мы просим не беспокоиться?
-А
вдруг они уже побеспокоились?
-Нет. Экзистенциалисты и постмодернисты – такие же люди рынка, как и все, и прекрасно понимают, где им обломится, а где нет. Производственный роман это нечто особое.
-Так,
может, вы собрали одних графоманов?
-Тоже нет. Поскольку все романы идут под девизами, а не именами, то видно, где начинающие авторы, а где люди, у которых есть опыт журналистики или пиарщика. Есть и люди, у которых виден писательский опыт и то, что это для них не первое и не второе произведение. Но все это отрасль литературы массовой. На самом деле задача конкурса – продвижение качественного масслита. Хорошей средней беллетристики. Средней не в смысле качества, а в том, что это не какой-нибудь Кундера или Павич.
-Не
Кундера и Павич и не Достоевский с Чеховым,
а кто?
-Хороший вопрос. Сейчас подумаю. Я даже не думаю, что сейчас у нас есть такие произведения. А из прошлого – Золя и Бальзак, Джек Лондон или Жюль Верн. Из русских – Боборыкин.
-Что
бросилось в глаза из уже прочитанного?
-То, что наше сознание, видимо, проделывает положительное движение. Года полтора назад я был членом жюри подобного сценарного конкурса. Так вот там количество киллеров на душу населения было чрезмерным. Он решал практически все задачи, как сюжетные, так и идеологические. Единственным способом расчистить себе дорожку в этой жизни было «заказать» того, кто на этой дорожке оказался. Видно, за это время в литературном сознании массовой культуры что-то случилось. Потому что киллера стало меньше. Хотя он и есть.
-А
кто появился?
-Появился культурный герой, который что-то творит. Появился хитрец, пройдоха, плут. И то, что место киллера занял плут, мне кажется огромным шагом на пути к демократии и гражданскому обществу.
-Хорошо,
а как бы вы в качестве политолога, а не
члена жюри оценили перемены в нашем
обществе?
-Радикальные перемены связаны с тем, что планово-распределительная экономика сменилась проторыночной.
-То
есть не настоящей рыночной, а как бы
рыночной?
-Да, речь сейчас идет не столько о создании нового, сколько о разложении старой системы. Мы видим, как идет торговля статусами, торговля льготами и освобождениями. Расположение чиновника гораздо важнее, чем деньги, и так далее. Рынком это можно назвать с большой натяжкой. Но, с другой стороны, ясно, что плановая экономика и тоталитарное государство распались. Что возникает на их месте – непонятно. Мы можем уйти в Европу, а можем в Латинскую Америку. Но еще важнее перемены в общественном сознании. Статусно-распределительное общество рухнуло. Но общество, так сказать, достижительное, общество личных достижений никак не может укорениться. Конец статусно-распределительной системы многиими людьми воспринимается как личная катастрофа. Как страх перед свободой, перед личной ответственностью, как нелюбовь к самому себе, который ничего не может, и, в этой связи, как нелюбовь ко всему на свете. Отсюда утопии реставрации, ненависть к либеральным реформаторам, ностальгия по самым суровым временам тоталитаризма. Все это происходит в общественном сознании именно образованного сословия. Все это очень тяжело. Нашим конкурсом мы хотим и пытаемся положить хоть небольшое зернышко на другую чашу весов. Чтобы именно идея личных достижений была продвинута и популяризирована.
-Какие-то
перемены в этом смысле видите в
прочитанном вами?
-Бросается в глаза активная попытка по-новому осмыслить этот открывающийся перед нами мир. Попытка понять, что бизнесмен это не обязательно мироед и тому подобное.
-Жаль,
что прием произведений на конкурс
закончен.
-Я как раз хочу подчеркнуть, что конкурс не заканчивается. Должен быть и будет конкурс следующего года и так далее. Так что писать романы пора. И вообще их можно и нужно писать. Потому что не только жюри, но и издательства ждут таких произведений.
Беседу
вел Игорь Шевелев
Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи