Олимп
белеет.
Андрею
Вознесенскому - 70 лет!
«Олимп
белеет. Время сбрендило». Это из «Автореквиема».
Еще бы не сбрендило. Самому молодому поэту
русской поэзии - 70 лет. Где она -
Коммунистическая аудитория? «Я - Гойя.
Глазницы воронок мне выклевал ворог...» У
тех, у кого в памяти остался этот голос, -
так и останется молодым. Голос
Вознесенского - завывающий, характерный,
пародийный, непреходящий - вытащит из
небывания, как луковичка - грешника.
«Треугольная
груша». Где-то есть эта книжица 62-го года,
купленная в киоске «Союзпечать». «Звук
запаздывает за светом. Слишком часто мы
рты разеваем. Настоящее - неназываемо. Надо
жить ощущением, цветом». Нет, это двумя
годами позже. Много ли строчек впрессовано
в нас, чтобы вдруг полезть наружу, как в
этот юбилейный день Андрея Андреевича? «Свисаю
с вагонной площадки, прощайте...» Где она,
Сигулда? Разве что в той вознесенской
осени. Зато уж навсегда.
Когда-то
Андрей Битов сказал, что у каждого
читателя свой тот или иной писатель. В
зависимости, когда он его прочитал. Свой
Вознесенский, первый, был даже у
Пастернака, прочитавшего его стихи 56 лет
назад. Свой Вознесенский у тех, кто слышал
его в 60-х. Свой - у меня, купившего первую
пластинку поэта в 70-м году. Это потом мы
узнали, что есть Бродский, Мандельштам. Что
Андрей Вознесенский достиг высшей
народной славы, став кем-то вроде героя
хармсовских анекдотов из жизни Пушкина.
«Леса мои
сбросили кроны, пусты они и грустны, как
ящик с аккордеона, а музыку - унесли». Это 61-й
год. Все та же «Осень в Сигулде». Потом
будет стычка с Хрущевым. Только сейчас, к 40-летию
события прошла премьера пьесы Дмитрия
Минчонка «Пидарасы» в «Театре. doc.»,
где сам Андрей Андреевич участвовал в
качестве зрителя, комментатора и героя,
поскольку он-то не изменился с тех пор. Это
ощущение молодости, неожиданности стиля,
нарушенных ожиданий - вот Вознесенский.
Самая большая неожиданность - его нынешний
юбилей.
«Сидишь
беременная, бледная. Как ты переменилась,
бедная». Странно. Вознесенский пришел в
веселые, озорные времена. Это потом они
стали другими, - угрюмыми, консервативными,
правыми. Но человек, всегда несущий в себе
их озорство, азарт, риск - не боясь
показаться смешным, оказывается выше
своего времени. Отсюда его постоянный
поиск - видиомы, игра, слом привычных
ожиданий, когда никто уже ничего не ждет, и
года клонят к суровому и безликому
постмодерну. А Вознесенский - модернист! «За
что нас только бабы балуют, и губы, падая,
дают?..»
Это мы
постарели. Вознесенский остался тем, кем
был. Но ничего. Время еще его догонит,
начавши все сызнова. «Что нам впереди
предначертано? Нас мало. Нас может быть
четверо. Мы мчимся - а ты божество! И все-таки
нас большинство».
Игорь Шевелев.
Первая
| Генеральный каталог | Библиография | Светская
жизнь | Книжный угол
| Автопортрет в
интерьере | Проза | Книги
и альбомы | Хронограф
| Портреты, беседы, монологи
| Путешествия |
Статьи |