Призванность к служению

Папа Римский по-русски

 

Игорь Шевелев

 

Иоанн Павел II (Кароль Войтыла). Сочинения. т. 1-2. / Пер. с польск. Е. Твердисловой и итал. – М.: Издательство францисканцев, 2003, 608с., 480с.

 

Имя Папы Римского Иоанна Павла II вот уже четверть века не сходит с новостных лент всего мира. Мы постоянно видим его лицо по телевизору, нам кажется, что мы знаем о нем, он присутствует в наших мыслях, мы следим за его поездками по всему миру, за проповедями и выступлениями, за его здоровьем.

Вышедший в свет двухтомник сочинений Папы в переводе на русский язык открывает нам того же человека изнутри, в совсем другом, личном, измерении. Аналогов подобного издания в мире больше нет. Выходят сборники стихов, выходят пьесы и театральные работы Кароля Войтылы. Выходят его философские труды. Выходят папские энциклики и богословские труды. Впервые все это разнородное творчество, принадлежащее слову и духу одного человека, собрано вместе в одном двухтомнике.

Перед нами необычайный внутренний мир человека, призванного к служению, несущего людям образец мысли и поведения, который ими таковым образцом и воспринимается, не подделкой. Этот мир многослоен, всегда шире и глубже того, что мы только могли себе представить. При этом мы постоянно возвращаемся к его внешнему облику.

Его философский труд «Личность и поступок» - тщательно обдуманная, фундаментальная антропология Иоанна Павла II, лежащая в основе его энциклик, посланий, проповедей, в частности, по такому острому сегодня вопросу как запрет на аборты.

А его стихи, театральная карьера в студенческие годы, театроведческие работы, предложенная реформа театра, которая стала бы развитием и преодолением системы Станиславского? Став Папой Римским, Кароль Войтыла не отказывается ни от одного написанного им когда-либо слова. Глубочайшее единство личности обеспечивает стремление Папы к единству духовного, христианского, человеческого мира – в единении с Богом.

Автор написанной сразу после войны диссертации о католическом святом Иоанне Креста и автор «Молитвенных размышлений», Иоанн Павел II зримо соединяет внутреннюю сосредоточенность с внешним служением. Не случайно на вопрос о том, есть ли у него какое-то хобби, он, не задумываясь, ответил «Быть Папой Римским». Звучит как парадоксальный дзенский коан, который только на поверхностный взгляд похож на шутку. Как великий актер на человеческой сцене он выше любой роли, которую играет, полностью ей при этом соответствуя, в том числе роли католического первосвященника.

Человек интеллигентно начитанный наверняка узнает в нынешнем Папе – Магистра игры из «Игры в бисер» Германа Гессе.

И тогда мы снова возвращаемся к желанию лучше узнать человека, которого видим постоянно и, казалось бы, знаем. Тогда оказывается, что родившийся в 1920 году в польском городке Вадовице в полусотне километров от Кракова Кароль Войтыла очень рано лишился матери. Ему было тогда девять лет. Отец остался с двумя детьми. В стихотворении Кароля, написанном к десятилетию смерти матери, явственно звучит нота, соединяющая ее с образом Девы Марии. Мама Кароля хотела, чтобы из двух ее сыновей один стал священником, другой врачом. Так и произошло. Но старший брат будущего Папы, врач, умер, заразившись от вылеченной им больной скарлатиной. Каролю было тогда 12 лет. Они с отцом остались вдвоем. В годы войны молодой человек работал на каменоломнях, на содовом заводе, рискуя каждый день попасть в облаву и быть уничтоженным. Придя однажды с работы, он обнаруживает, что отец умер. Именно тогда, по его словам, он решил избрать путь священника, служить Отцу Небесному, поступает на подпольные курсы Краковской духовной семинарии.

Это начало служения – преподавательского, пастырского, поэтического, священнического. Но разве уже тогда не виден полностью человек, которого мы, думаем, что знаем, сегодня? Кстати, девиз понтификата Иоанна Павла IITotus Tuus, «Весь Твой», то есть полностью принадлежащий Богородице. Между прочим, последняя поэтическая книга Папы «Римский триптих» (Tryptyk Rzymski) вышла в нынешнем, 2003 году.

Человека учащего (а слово человеческое так устроено, что учит всегда) узнаешь по личному участию в словах, им произносимых, записанных, подуманных. Тут полный спектр – от святости, когда человек телесно сам обращается в слово, до несуществования, когда мелящий слова язык являет собой особую машинку для уничтожения окружающего.

Присутствие личности в словах, принадлежащих Иоанну Павлу II, максимальное. Поэтому такое внимание вызывают они, произносимые с амвона. Поэтому столь захватывают они читателя. Двухтомник сочинений Папы, вышедший на русском языке, тому свидетельством.

Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи | Гостевая книга