Цепочка художества
Борис Жутовский представил книгу писем и выставку живописи своего деда
Презентация
Игорь Шевелев
В галерее «Романовъ» на Долгоруковской улице прошла презентация альбома Дмитрия Ивановича Архангельского «Дорогой мой Борька...». Книга была собрана художником Борисом Жутовским и посвящена его деду и учителю в изобразительном искусстве. Там же открыта выставка пейзажей этого незаурядного человека, прожившего почти целый век.
В книгу, вышедшую в издательстве «Бонфи», вошли десятки писем 1950-70-х годов, написанных дедом Борису Жутовскому, полсотни репродукций его пейзажей, фотографии разных лет из семейного архива.
Казалось бы, чисто семейная история. За ней, однако, встает очерк места и времени, той беспросветной советской жизни, из которой человеку удалось вырваться с помощью искусства и – любви к окружающим его людям.
Дмитрий Архангельский (1885-1980) преподавал в Симбирске детям живопись, в 30-е годы учил беспризорников, более десяти его учеников стали Героями Советского Союза и погибли на войне. Однажды в конце 30-х они с приятелем, идя по улице родного города, помахали знакомому, шедшему по другой стороне. Ночью его спутника взяли за «фашистское приветствие на улице». Дмитрий Иванович тут же собрал вещи и уехал в Подмосковье, где и прожил до глубокой старости, рисуя свои акварели, радуясь привезенной ему «мягкой колбаске, сыру, охре и аквамаринчику». В конце 80-х улица Жданова в Ульяновске была переименована в улицу Д. И. Архангельского. Среди его учеников числится и такой знаменитый живописец, как Аркадий Пластов.
В серии портретов «Последние люди империи», которую Борис Жутовский создает на протяжении уже тридцати лет, наряду с портретами Андрея Сахарова и Аркадия Райкина, Никиты Хрущева, разнесшего самого художника на выставке в Манеже в 1962 году и на «встречах с интеллигенцией», Григория Горина, Фазиля Искандера, Булата Окуджавы и многих других, есть и портрет деда. Его он, чем дальше, тем все более, осознает как главного и, может, единственного настоящего учителя в жизни и в искусстве.
Этой зимой деду исполнилось бы 120 лет. Когда Борис Жутовский стал просматривать его письма, написанные за десятки лет, он понял, что те должны быть напечатаны. Ибо это не обычная частная история, это срез времени, точный именно в силу своей индивидуальности.
Конечно, всякие письма говорят не только об авторе, но и об их адресате. Борис Жутовский, окончив в середине 50-х московский полиграфический институт, работал на Урале, ездил в экспедиции, впитывал новейшие течения искусства, иллюстрировал книги. Конец 50-х годов – время становления его как художника, как и многих других мастеров его поколения. Долгое время казалось, что они пришли ниоткуда, отвергнув махровый советский официоз. Но так не бывает. Книга, собранная и выпущенная Б. Жутовским, показывает те подспудные родники, которые остаются живыми даже в исторические заморозки.
И то, что на презентацию пришло множество людей, среди которых были Юрий Рост и Владимир Молчанов, Наталья Дементьева и Михаил Мишин, друзья Бориса Жутовского, коллеги, почитатели его искусства, коллекционеры, искусствоведы, - не случайно. Этот художник умеет каждый факт своей жизни претворить в произведение искусства – дар необычайно редкий и счастливый для окружающих. Ну, а поскольку работы Д. И. Архангельского были выставлены в галерее, которая и создана для того, чтобы продавать картины, то они и шли нарасхват. Тут дело не только в ностальгии по безыскусному мастерству провинциала или в способе выгодно вложить деньги. Все это, странным образом, живо до сих пор.
Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи