С юбилейным!
Третьяковка начала торжества 2006 года с выставки рисунка и акварели.
Вернисаж
Игорь Шевелев
В день рождения Павла Третьякова (1832—1898) в основанной им галерее открылась выставка рисунка и акварели. Это именно те произведения, что были собраны им самим,.а затем подарены городу и миру.
Впрочем, не столько миру, сколько московской Думе. Как известно, недавно мэр Москвы и председатель Мосгордумы предложили встретить 150—летний юбилей Третьяковской галереи отменой ленинского декрета о ее национализации и вернуть из федерального подчинения — столичному. На пресс-конференции, посвященной открытию выставки, заместитель директора ГТГ Лидия Иовлева весьма скептически отозвалась об этом предложении, назвав его пиаровской акцией перед прошедшими выборами. Более того, по ее сведениям, в администрации президента тоже не одобрили бы подобного шага, который еще и непонятно, как выполнять. Первоначальная коллекция П. М. Третьякова значительно расширилась, кое-что передано в другие музеи, в том числе и за пределы нынешних границ страны, музейное здание перестроено, расширено. Непонятно и нелепо, по ее словам, считаться, что именно принадлежит Москве, а что — России. Как будто это не одно и то же.
В любом случае посетителей Третьяковки и нынешней выставки подобное выяснение отношений вряд ли сильно взволнует. Им достаточно самих произведений, которые для русской культуры давно стали классическими. Между тем именно рисунки и акварели не так часто предстают перед зрителями. Условия хранения произведений графики не допускают постоянного нахождения на свету. Само освещение экспозиции должно быть специальным — щадящим, рассеянным. Так что после этой выставки, которая продлится до апреля 2006 года, многие рисунки, возможно, отправятся в запасники до следующего юбилея.
Павел Третьяков, как известно, особое внимание уделял собиранию живописных произведений. Самостоятельный отдел рисунков появился лишь к концу 1880-х годов, при передаче галереи Москве в 1892 году в нем не насчитывалось и пятисот рисунков (втрое меньше, чем картин). Но к концу жизни Павел Михайлович целенаправленно довел собрание графики до 1600 единиц хранения. Из их числа для открывшейся сейчас выставки отобрано около 250 работ. Это первая подобная выставка, приуроченная специально к юбилею Третьяковской галереи, который случится в 20-х числах мая будущего года.
Тщательно продуманная экспозиция занимает шесть залов. Первый — мемориальный. В нем рассказывается о самом коллекционере, показаны фотографии залов рисунка, сделанные в 1898 году по заказу Павла Третьякова буквально накануне его смерти, тогда же был составлен каталог, который переиздадут к юбилею, но уже в богато иллюстрированном виде. Далее зал, который можно назвать — «В русском жанре». «Чаепитие в Мытищах» Перова, «Еврейка, вяжущая чулок» Леонида Пастернака, «Семейный отдых на лужайке после обеда» Трутовского, «Магазин» Павла Федотова, «У родильного приюта» Шмелькова — все в таком духе. Очень интересно и познавательно.
Следующий зал кураторы выставки назвали — «Мир художника». Портреты коллег, интерьеры мастерских, карикатуры друг на друга, одновременно сделанные «перекрестные» портреты Ивана Крамского и Николая Ярошенко, портреты композиторов, писателей, музыкантов, нелегкая личная жизнь в гениальном исполнении того же Павла Федотова…
Далее зритель переходит в зал эскизов к знаменитым картинам вроде «Последнего дня Помпеи» Брюллова, «Явления Христа народу» Александра Иванова, «Медного змия» Федора Бруни, росписей Виктора Васнецова (так называемые колоссы графические). Ну а как тут пройти и мимо «Религиозной процессии шиитов в селении Шуша в Нагорном Карабахе» Василия Верещагина?
Предпоследний зал показывает развитие одного из жанров — пейзажа ХIХ века. От Сильвестра Щедрина и Андрея Воронихина до Валентина Серова и Льва Бакста. Тоже шедевр к шедевру. И, наконец, последние приобретения Павла Третьякова в 90-х годах: Врубель, Александр Бенуа, Константин Сомов, Аполлинарий Васнецов, Левитан. Тут уж почти у каждой картины своя история. Художники вовсю уже стремились в галерею и рекомендовали приятелей — того же Врубеля, например, тогда безвестного. Жаль, конечно, что Павел Третьяков умер достаточно рано и неожиданно, отказавшись от лечения при обострении язвенной болезни. Последними его словами было: «Берегите галерею…»
К выставке вышел специальный CD-rom со статьями об истории графической коллекции, иллюстрированным каталогом, фотографиями старой экспозиции. Тогда они висели на стенах в пять-шесть рядов. Теперь на компьютере можно выделить нужную вам работу, увеличить и неспешно насладиться во всех деталях. Может, не все технически удалось, каталог то и дело зависает, но старание налицо.
Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи