Семья как клетка
Современный ребенок попал в концепцию
Книги
Игорь Шевелев
Моя знакомая, предложившая прочесть эту книгу («Современный ребенок. Энциклопедия взаимопонимания». М.: ОГИ, фонд «Прагматика культуры», 2006, 640 стр.), произнесла, рекомендуя ее, следующую фразу: «Если бы эта книга была, когда мы заводили детей, то мы давно бы уже сидели на Канарах, пока те обеспечивали нас всем необходимым».
Теперь уже не проверить. Жизнь ушла. Дети удались на свой лад. На Канарах слишком жарко. Но энциклопедия о ребенке, действительно, хороша. Семья в ней изучена не как собрание случайных особей, вместе кушающих, спящих и глядящих в телевизор, а как органическая система, наподобие клетки или биосферы. То есть живет по закону, из которого, этой самой особи, пожалуй, уже живой и не вырваться. Что близко к правде.
Самое главное, что книга написана умными людьми, уверяющими, что быть «эффективными менеджерами» родителям все равно не удастся. Дети, в лучшем случае, будут хорошо воспитывать собственных детей, а пресловутого «стакана воды» в старости вы не дождетесь. И это хорошо.
Как ни странно, «детство» в человеческой культуре существовало не всегда и не везде. Разве что в Европе и то и с XYI века, с начала книгопечатания, когда, чтобы стать разумным, надо было стать грамотным. И, кажется, дело идет к тому, что «детства» вскоре опять не станет. Будет единый мир, который делится не по горизонтали поколений, а, скажем, по вертикали достижений. Не будет границ между «запретным» миром взрослых и детей. Телевизор и интернет сравняют всех. А то, что мои собственные дети умнее меня с тех пор, как начали пользоваться горшком, это точно. Если родители инфантильны, то дети вынуждены взрослеть быстрее. Выходит, это – закономерность времени застоя, перестройки, потерянных и найденных поколений перехода к новой жизни. Не зря же они столько смотрят телевизор и сидят перед компьютером.
В рецензируемой книге столько знания, что и печали от него чересчур. Не зря же еще Горацио предупреждал принца Гамлета, что не надо глядеть на мир слишком пристально, мол, это не бедный Йорик, а всего лишь его череп. Хорошие психологи умеют видеть в сплетениях семейной жизни - одни лишь скелеты и черепа, причем, не только в шкафах, но и в спальнях, на обеденном и письменном столах, в туалете. Люди коснеют в моделях поведения, которые транслируют дальше по поколениям. Вот ты и двоечник, поскольку мама хочет доказать папе, что она хорошая супруга. И компромиссы не помогают, загоняя нескладуху в подсознание, в пороховницу будущего невроза детей и внуков. А вы говорите, интернет вам не нравится. Предлагаются даже специальные «генограммы», чтобы найти родовые закономерности ваших удач и неуспехов. Рекомендуется чаще встречаться со всеми родственниками, включая дальних, поскольку трещины в отношениях с ними затрагивают и малую семью. А тут уже и до кармы, из которой детям, обслуживающих психологические потребности родителей, уже не вырваться.
Книга написана умными людьми. Ибо в психотерапевты идут дети-бунтари, которые конфликтуют и с родителями, и со всем миром. Эта закономерность тоже выявлена и должна быть принята во внимание. Проблемы депрессий, насилия, алкоголизма – все увязано в семейный узелок. На самом деле, если хорошенько вдуматься, мы окружены сумасшедшими и потому – сами сумасшедшие. В России личность размыта, эмоционально слита с окружающими, в том числе, конечно, в семье, - и нам без аскетического размышления не обойтись.
Забавен раздел книги о психологической важности для детей их порядка рождения в семье. «Очевидно, что напористые Борис Ельцин и Раиса Горбачева – в своих семьях старшие дети. А вот мастер политических компромиссов Михаил Горбачев – средний ребенок. Неустанно трудящийся на выстраиванием вертикали власти Владимир Путин – единственный сын. Ну а Максим Галкин, пародирующий их всех с замечательным юмором, естественно, младший». И эти люди, как говорится, запрещают мне ковырять в носу!
Вторая часть энциклопедии «Современный ребенок» - это то практическое пособие, которое известно нам со времен доктора Спока: когда, что и как делать с младенцем, как преодолевать кризисы роста, как развивать ребенка умственно и физически, как преодолеть подростковое отчуждение. Вообще, что надо делать, чтобы все было хорошо. Невредные советы. Например, как выбрать детский сад и школу, чтобы там можно было бы элементарно выжить. То есть научить понемногу халтурить. Сами ведь знаем, где ребенку приходится жить. Известно, что 10% учителей провоцируют травлю одних детей другими. Известно, что в школе занижают оценки за успеваемость, чтобы вымогать деньги за дополнительные занятия. Да что там школа… Сейчас в знаменитом МАИ моего сына потрясла тотальная круговая система вымогательства денег за «успешные» зачеты и экзамены. Логика проста, - чем хуже преподавать на основных занятиях, тем больше денег собирается с дополнительных. Рецензируемая книга дает рецепт поведения в подобной ситуации, чтобы ребенок не подумал, что и вы на стороне этих жуликов, «оборотней с дипломом».
Книга еще и издана соответственно желанию ее купить, поставить на полку и открывать при каждом удобном и нужном случае. Это пухлый и большой том – из тех, что созданы оставаться в семейной библиотеке при любых передрягах.
Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи