Бронтозавры советского века

Поэт Слава Лён систематизировал творческий хаос

 Слава Лён и черный человек

Концепция

Игорь Шевелев

 

В Доме «Русское зарубежье» рядом с метро «Таганская» состоялась презентация первого номера за 2006 год ежемесячного литературного журнала «Наша улица». Он посвящен концепции «Бронзового века русской культуры (1953-1987)» московского поэта и ученого Славы Лёна.

 

Доктор наук, поэт и прозаик, участник знаменитых семинаров философа Георгия Щедровицкого 80-х - 90-х годов, Слава Лён систематизировал поле русской поэзии послесталинской эпохи. Он назвал это время «Бронзовым веком», продолжающим золотой век пушкинской поры и серебряный век русской культуры начала ХХ века. А датирует его историческим промежутком между смертью Сталина и посадкой самолета Матиаса Руста на Красной площади.

Надо сказать, что Слава Лён (род. в 1937 году) сам был активным участником русского андеграунда той поры. О его культуртрегерских поездах между Москвой и Питером в 60-е годы, соединявших молодых поэтов двух культурных столиц России, рассказывал на вечере поэт и писатель Анатолий Найман. То, что диссидентство и свободолюбие той поры начиналось со стихов, доходчиво объяснил писатель и политик Эдуард Лимонов. Помимо хранения и распространения «сам- и тамиздатской» литературы, за что находился под колпаком КГБ, Слава Лен с конца 70-х годов являлся соредактором двуязычного литературного альманаха «Neue Russische Literatur», издаваемого в Зальцбурге, - вещь для тех лет небывалая. Так что не удивительно, что именно он сейчас ведет в библиотеке фонда русского зарубежья регулярные еженедельные вечера, посвященные «классикам бронзового века». Тем более, что десятки поэтических групп и объединений тех лет Лён, как настоящий ученый-систематизатор, типологизировал по четырем стиховым системам – от классической (Бродский и другие) и верлибра (Айги и другие) до концепта (Сапгир, Холин и другие) и квалитизма (Хвостенко, Соснора, Лён и другие).

Систематизация культурного слоя, предложенная поэтом-ученым, стала удачной идеологической основой журнала современной русской литературы «Наша улица», уже восьмой год издаваемого московским писателем и критиком Юрием Кувалдиным. Совершенно нешумный и потому мало известный широкой публике, этот журнал готовит, между тем, уже 75-й свой номер, посвященный, кстати, жизни и творчеству Венедикта Ерофеева. Именно подобные издания, объединяющие творчески близких людей, и взрыхляют плодоносный культурный слой, придают разнообразие и многомерность окружающей нас жизни. В западных странах подобные литературно-художественные периодические издания исчисляются сотнями. В России они пока единичны, и судьба их на фоне крутой нефтегазовой вертикали власти зачастую плачевна.

Так что, может, не случайно, праздники на «Нашей улице» проходят пока под крышей солженицынского фонда «Русское зарубежье». Но гнездышко здесь свито уютное. В небольшом зале выступали авторы журнала – поэты Александр П. Тимофеевский, Кирилл Ковальджи, и только что приехавший из Германии Вячеслав Куприянов, прозаики Андрей Яхонтов и Виктор Широков. А новенький рояль «Бехштейн», которым обзавелся фонд, был тут же опробован 15-летним учеником Центральной музыкальной школы Филиппом Копачевским, надеждой новой русской фортепьянной школы. Он исполнил сонату Пауля Хиндемита, написанную в память поэта Райнера Мария Рильке.

А впереди еженедельно по средам предстоят новые обсуждения концепции «Бронзового века» русской культуры, выступления бронтозавров, творческие вечера и презентации. Из ближайшего стоит выделить вечер 25 января, посвященный памяти поэта Иосифа Бродского (1940-1996), десятилетняя годовщина смерти которого будет отмечаться в конце января.

Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи