Игорь Шевелев

 Президиум премии Мастер

«Мастер» красен премиальными

Хорошим художникам – хорошие деньги

 

Премия «Мастер», вручаемая лучшим художникам по результатам столичных выставок, существует уже несколько лет. Однако только сейчас она обрела вдобавок к своему статусу и престижу еще и солидный денежный эквивалент.

 

В ресторане «Ноев ковчег» прошла пресс-конференция, посвященная этому незаурядному событию, когда существующая премия нашла деньги. Обычно происходит прямо наоборот, - под какой-нибудь премиальный проект мирового или, по меньшей мере, национального масштаба, вышибается из доверчивого спонсора бюджет. А через годик-другой тот, не понимая, зачем ему бросать средства на ветер, отказывается от «высокой чести». Так буквально на наших глазах приказали долго жить несколько премий, в том числе, и в области изобразительного искусства, громогласно заявившие о себе всего пару лет назад. И это притом что премий художникам вручается ничтожно мало, в отличие от любой другой области искусства, - будь то кино, музыка, театр, балет или литература.

Раньше художники хотя бы имели регулярную возможность быть отмеченными Государственными премиями РФ, и даже под это дело бесплатно выставиться в течение месяца-другого в качестве соискателей – в хорошем зале типа Третьяковки на Крымском валу. Теперь же в связи с изменением статуса Госпремии и фактическим превращением ее в «президентскую» исчезла и эта возможность. Художники остались на премиальной обочине, и это в условиях, когда цены на их произведения – вместе с престижем и славой, - растут с каждым днем. Неувязочка, однако.

Премия «Мастер» с самого начала повела себя скромно и не крикливо. Она выбрала статус общегородской премии, а не всероссийской, общенациональной или международной. По очень простой причине. Реально обозреть то, что происходит в галереях и выставочных залах, критики и искусствоведы могут только в собственном городе, да и то, если сильно и профессионально постараются. О художниках из других городов и регионов наверняка придется судить с чужих слов, и постепенно премия превратится в обычную «раздачу слонов» своим родным и очень близким.

«Мастер», не «замахиваясь на рубль», чтобы потом «ударить на копейку», придерживается чисто статистического метода подведения художественных итогов года, он же, в данном случае, и наиболее объективный. Составляется список выставок в области станкового искусства (произведений живописи, графики, скульптуры), которые длились не менее десяти дней. Список раздается арт-критикам, искусствоведам, журналистам, пишущим об искусстве, а те выделяют пятерку достойных, на их взгляд. После чего «короткий список» из этой выборки поступает в экспертный совет премии, он же – жюри, куда входят галеристы, художники, те же искусствоведы, причем охватывающие самые разные, подчас противоположные по направлениям, группы и объединения. Жюри и объявляет победителя. А, чтобы не было обидно журналистам и арт-критикам из ведущих столичных СМИ, те называют обладателя специального приза.

Так в 2003 году «Мастером года» были названы Михаил Рогинский и Нина Котел. По результатам 2004 года – Ирина Затуловская, специальный приз обрел Виктор Пивоваров. Все люди - более чем заслуженные. Никому не было обидно. Тем более, что, как в известной книге Хемингуэя, «победитель не получает ничего». Кроме славы.

 

Смычка банков с искусством

 

Теперь ситуация изменилась. Повторяю, «Мастер» это на сегодняшний день, пожалуй, единственная оставшаяся на плаву премия в области изобразительного искусства. В качестве спонсора проекта отныне выступает Русский банк развития, который объявил о присуждении лауреатам двух премий по 50 тысяч рублей каждая. Кроме денег, победители конкурса этого года получат подарочные сертификаты на поездку в комплекс отдыха «Завидово». Хороший пример заразителен, пуще дурного. Сразу же объявились и другие желающие поучаствовать в благом начинании – от салонов красоты «Дессанж» и фирмы «Сваровски» до того же «Ноева ковчега», ставшего в минувшем году лучшим рестораном национальной кухни. Теперь все они спешно размышляют о формах своего участия в награждении художников.

Чудесная история объясняется достаточно просто. Цены на произведения художников, в том числе, и ныне живущих стремительно растут. Тот же Русский банк развития, оказывая услуги своим VIP-клиентам, размещает их денежные средства в акциях, недвижимости, а заодно – покупая произведения искусства. И в целях арт-консалтинга сотрудничает с несколькими галереями и частными экспертами. Поэтому достаточно небольшой вклад в единственную и престижную профессиональную премию по изобразительному искусству выглядит не капризом нувориша, который сегодня бросит денежную подачку, а завтра отберет назад, - а логичным развитием рыночной ситуации. В данном случае банк продолжает свою линию посредничества между богатыми клиентами, которые интересуются произведениями современных художников, - и авторитетными экспертами. А логика действий – это лучший залог здоровых будущих отношений.

Свой интерес в области изобразительного искусства Русский банк развития уже воплотил в подготовке солидного альбома-монографии, посвященного творчеству Андрея Васнецова, известного современного художника-монументалиста. На очереди монография Павла Никонова, тоже человека, мягко говоря, в искусстве не случайного. Характерно, что после выхода альбома «Андрей Васнецов» цены на картины этого художника сразу резко выросли. Хороший пример смычки банкиров и художников на рыночном арт-поле.

Покровительство со стороны банка и других спонсоров - премии «Мастер» наверняка позволит расширить формы сотрудничества между художниками, экспертами и новыми богатыми коллекционерами предметов искусства. То есть послужит к благу обеих сторон.

Сразу же повелись переговоры между оргкомитетом премии «Мастер 2005» и спонсорами о выпуске по итогам нынешнего конкурса солидного альбомного издания, а также о проведении итоговой выставки лауреатов.

Подведение итогов, а также церемония награждения состоится в мае 2006 года.

 

Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи