Игорь Шевелев
Шпалеры от Брабанта до Брускина
Выставка в ГМИИ им. Пушкина соединила классику с современностью
В Музее изобразительных искусств им. Пушкина открылась очередная уникальная выставка. Суждение парадоксальное, оксюморон, как и сама экспозиция.
Начать с того, что выставка шпалер само по себя явление в музейной жизни крайне редкое. Объясняется это тем, что для них необходимо большое пространство, а, кроме того, изрядный труд предварительной реставрации.
Между тем, в ГМИИ шпалеры составляют один из интереснейших разделов музея, притом что зрителю увидеть его в обычные дни невозможно. Комплектация отдела шпалер началась активно с 1924 года, когда в музей передали старинные настенные произведения из разоренных дворянских усадьб и частных коллекций. Среди них были и совершеннейшие шедевры, как, например, шпалера первой половины XYI века из брабантского Брюсселя «Триумф Надежды», которая входила в аллегорическую серию «Триумфа семи добродетелей». В свое время на нее «положила глаз» Оружейная палата Кремля, и тогдашний директор музея срочно спрятал ее в центре реставрации, вернув в коллекцию только тогда, когда гроза миновала. На нынешней выставке «Триумф Надежды» занимает самое почетное место в Белом зале.
Шпалерное искусство недаром называют средоточием придворной «культуры великолепия», соединявшей высшей достижения готики и Ренессанса. Шпалеры, гобелены – это, в принципе, одно и то же. Но то, что во дворце и в музее – шпалера, то в приватном доме – гобелен, то есть стенной безворсовый ковер с сюжетной или орнаментной композицией, вытканный вручную перекрестным переплетением нитей.
Огромные исторические и аллегорические композиции, пейзажи и охотничьи сцены, созданные брабантскими и французскими мастерами XYI-XYIII веков, переходят из роскошного Белого зала по обе стороны колоннады второго этажа в зал напротив, где шпалерам знаменитых художников ХХ века Жана Люрса и Фернана Леже наследует наш современник Гриша Брускин.
И это, безусловно, самое большое потрясение и без того потрясающей выставки. Москвич Гриша Брускин (род. в 1945 году) получил мировую и неожиданную известность летом 1988 года, когда на первом московском аукционе Сотбис его картина «Фундаментальный лексикон», изображенная на плакате и обложке каталога, ушла вместе с несколькими другими его произведениями за совершенно нереальные для того времени, огромные суммы. Тогда же он уехал в Нью-Йорк, где по сей день сотрудничает с крупными галереями, выставляется в Европе. В ГМИИ им. Пушкина это его третья большая экспозиция.
Гриша Брускин выставил огромную (11 метров в длину на 3 метра в высоту) шпалеру «Алефбет», смысл которой сам художник определяет как личную реакцию на мифологию иудаизма и Книги - центральной составляющей. Это та Книга, которая написана до творения, в которой сокрыты все земные тайны, судьбы, шифры и, в том числе, имя создавшего все Автора. Такая вот чисто борхесовская история. Плюс к этому Брускин, закончивший художественный факультет текстильного института, более чем кто либо знает, что мир, на самом деле, - был соткан, в связи с чем проект еще более аутентичен.
Пять частей «Алефбета» составляют единое целое. Просто каждая из пяти равна величине ткацкого станка. Работа над шпалерой продолжалась два с половиной года. Полгода Г. Брускин работал над эскизом работы, в которой, между прочим, 160 фигур, из которой ни одна не повторяет другую и каждая имеет свой аллегорический и символический смысл, не говоря о цветовом и пластическом воплощении, и множество букв, фраз, значков, почеркушек и толкований, в полном смысле этого слова, на полях произведения. А потом эскиз два года вручную ткали в одной из частных мастерских Москвы, достигнув плотности и качества работы сравнимых со средневековой.
Недаром вместе с большим и красивым альбомом, посвященным этой поистине главной работе в творчестве художника, Брускин выпустил специальный «мифологический словарь-комментарий» к шпалере «Алефбет». Все произведение – визуальный комментарий к вечной Книге, который сам нуждается в комментариях, теперь уже словесных. Ну, вот, например, 115-я по плану фигура человека, заложившего руку за спину. Оказывается, он стремится к прекращению бытия, то есть, по хасидской терминологии, к прямому общению с Всевышним посредством полного растворения в Нем своей индивидуальности.
При этом, чтобы избежать любых претензий со стороны религиозных фундаменталистов разных мастей, художник подчеркивает, что это чисто художественный проект, своего рода искусство «игры в бисер». А вот комментарий к 93-й фигуре падающего красного ангела. «Числовое значение имени Сатаны равно 364. Число дней в году равно 365. Из чего, согласно Каббале, делается вывод, что существует один день в году, когда Сатана не властен в этом мире».
Хочется думать, что это будет день посещения вами выставки.
Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи