Человек с газетой
Одни рисуют, другие делают кораблики
Выставка
Игорь Шевелев
В галерее «Ковчег» проходит выставка «Желтые страницы», посвященная теме - «газета и изобразительное искусство ХХ века». Она продолжает тематические экспозиции, посвященные еде, курению, отдыху у воды, советским собраниям, а, главное, тому, какое это все находило отражение в творчестве отечественных художников.
«Внешние рамки темы, - замечает куратор выставки и галереи «Ковчег» Сергей Сафонов, - помогают нам соединить вместе художников, таких разных по стилю и направлениям, которых, кажется, вместе иначе как на нашей выставке и не увидишь». И то сказать. Советский функционер искусства Владимир Серов со своим диптихом «декреты о земле и мире», написанным к 40-летию ВОСР и хранящимся в Государственной Третьяковской галерее, соседствует с либеральным «портретом вождей» Даниэля и Максима Митлянских, концептуальный Дмитрий Пригов со своим «Плачущим глазом» (связка газет из тех, кто прежде сдавали в макулатуру) с классическими рисунками Юрия Анненкова, Владимира Фаворского, Амшея Нюренберга.
Составители выставки, действительно, прошлись по всему русскому искусству прошлого века и начала этого. Цепочка от 1920-х годов с рисунками Владимира Лебедева, Давида Штеренберга, Ростислава Барто через «суровый стиль» Виктора Попкова 60-х и андеграунд Оскара Рабина вплоть до горячих нынешних деньков, как они предстают в портретах Ирины Петровской, Валерия Панюшкина и Александра Проханова, сделанных прямо поверх газетных страниц «Коммерсанта» и «Завтра» (серия Павла Шевелева «Изнутри Эха Москвы»).
Достаточно сложная задача сделать экспозицию не монотонной, живой и разнообразной удалась вполне. Изображение людей с газетами это только один вариант. Оказывается, можно делать рисунки на газетном листе, отчего они неожиданно обретают дополнительную глубину и подтекст (рисунки Иллариона Голицына, Юрия Аввакумова, Бориса Чернышева, а начинала все Нина Симонович-Ефимова сразу после революции. Она с мужем, художником Иваном Ефимовым, тогда же делала из газет фигурки для теневого театра. Их сундук, обклеенный страницами «Московской иллюстрированной газетки» за 1890 год, - самый старый экспонат выставки, - хранится в знаменитом «Доме Фаворских» в Новогиреево. А вот работа художника Ивана Голицына, их правнука, сделана только что, - портрет прадеда образуется в виде силуэта сквозь прорези в газете, где писалось о его творчестве, - теперь уж не особо и разберешь, поощрялось или громилось.
А еще из газет можно делать скульптуры и инсталляции. Рисунки можно публиковать в газетах, где они становятся знаменитыми, - как, например, работы Гарифа Басырова, известные по перестроечным «Московским новостям». Из газетных вырезок можно делать отличные коллажи, как Александр Ливанов в 60-е, а Эдуард Гороховский – в конце 90-х годов. Оказывается, настоящий мастер сможет найти газетным страницам самое разнообразное и подчас непредсказуемое художественное применение.
При этом на выставке «Желтые страницы» газета используется еще и по прямому назначению – для чтения. Выясняется, что по прошествии лет, а то и целых эпох сама газета превращается в произведение соц-арта. Как еще оценить, например, газету «Полярная звезда», выходившую в ГУЛАГе. Вот раздел «наши передовики». Статья о старшем надзирателе Д. Шевчуке. Или «Производственный бюллетень» того же времени и места – с заголовком первой странице «С наступающим Новым годом труженики заполярной кочегарки!»
Посетители выставки начинают внимательнее присматриваться к печатному слову, которое в рамках экспозиции вдруг обретает свою первоначальную природу злого, человеконенавистнического концепта. Список расстрелянных шпионов, лазутчиков, классовых врагов – сентябрь 1919 года. Тут еще для устрашения печатаются их биографии. Постановление 1946 года о журналах «Звезда» и «Ленинград». Советские граждане требуют казни троцкистских отщепенцев. Газета «Советский художник» скорбит по умершему Сталину. 22 августа 1991 года «Комсомольская правда» выясняет, что же было написано накануне в заявлении руководителей ЦК ВЛКСМ. И так далее. Все это под непрерывную трансляцию обзоров газет столетней давности по «Эху Москвы», так напоминающих в деталях дни сегодняшние.
И вернисажный фуршет – квас, водка, соленые огурчики, колбаса с черным хлебом, - под плакатом «читайте в газете Беднота – как избавить телят от поноса». Все закольцовывается. Нам из этой газетной жизни уже не выйти.
Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи