Игорь Шевелев
Цунами Церетели
В центральном Манеже открылась персональная выставка Зураба Церетели. Конечно, Манеж оказался мал для президента Академии художеств, лауреата премий, члена множества академий, посла всех добрых воль, кавалера орденов и автора скульптур, установленных в полутора десятках стран. К сожалению, еще больших Манежей у нас нет, как нет и рассудочных определений, которые могли бы однозначно оценить творческий напор этого художника. Его заместитель по Академии художеств, Эдуард Дробицкий нашел образное и точное сравнение - «цунами Церетели».
Огромное количество работ, выставленных в Манеже - около полутора тысяч, - это поистине капля в море церетелевского творчества. Только одних живописных холстов в его картинной галерее более шести тысяч. А десятки и сотни скульптур, барельефов, горельефов, моделей памятников, рисунков, исполненных фломастером, шелкографией, в технике перегородчатой и объемной эмали. Последняя, know-how Церетели. На выставке их тоже насчитываются десятки, сотни, вися сплошной развеской. На очереди у мастера трехмерные скульптуры из объемной эмали. Сделана первая в метр высотой, но мастер ее пока не демонстрирует, - надо поработать еще над цветом и формой.
Центральная часть огромного зала Манежа переполнена бронзовыми скульптурами. В ряд справа и слева выстроились все ныне живущие и когда-либо жившие знаменитости, - от Блока, Бунина и Шаляпина до Кобзона с микрофоном, Батуриной с лошадью и Айтматова самого по себе. Можно долго смеяться над мегаломанией Зураба Церетели, но осознать и дать оценку этому нельзя, потому что это не придумано, это естественное проявление его художественного организма, мечта, наверное, любого творца.
На пресс-конференции Церетели посетовал, что закрылись замечательные советские литейные заводы, остался один в Питере, но ему этого явно не хватает, он бы загрузил работой и все остальные. Человеку с юмором и чувством меры есть, где разгуляться на выставке. Вот 2,5-метровые персонажи старого Тифлиса под названием «Горожане» обступили со всех сторон равновеликого им московского мэра с метлой в руках. Это что, желание в трудную жизненную минуту помочь тому с трудоустройством на своей малой родине?
Огромные императоры Александр II и чуть менее монументальный, чем мы привыкли, Петр I встречают зрителей уже перед входом в Манеж. Но и внутри всех очень много, - принцесса Диана и мать Тереза, святой Николай угодник и патриарх Алексий II, католикос всея Грузии Илия и буйный Владимир Высоцкий, рвущий гитару. К счастью, я не наткнулся на бронзового президента в кимоно на фоне гигантской кладки томов «Русской правды», репродукция которого есть в вышедшем к выставке альбоме Зураба Церетели. Зато есть семья последнего российского императора в полном составе в окружении по бокам отобранной, видимо, публики. Слева - поэт Дементьев, тренер Гомельский, песенник Резник. Справа – режиссер Волчек, альтист Башмет, поэт Окуджава. Все свои.
Повторяю, смеяться можно только из-за невозможности понять, как ко всему этому относиться. Это, скорее, невротический смех. Реакция, наподобие той, которая охватила самого Зураба Константиновича, когда он узнал, что его многострадальный монумент «Слеза», посвященный жертвам терактов 11 сентября, который уже нашел себе место в американском городе Байон, штат Нью-Джерси, и президент Путин поставил там в прошлом году закладной камень, вдруг оказался под угрозой новой напасти. Церетели не предупредили, что там не обычный ветер, а какой-то «точечный», с особо сильными порывами, и, чтобы все не повалилось, надо заново пересчитывать проект, проводя новые аэродинамические испытания модели в ЦАГИ.
Хорошо, что Церетели есть, чем отвлечься. На Манежной площади скоро начнется монтаж хрустальной часовни Александра Невского, вместо былой, чугунной, которая застила былым коммунистам вид на Красную площадь. Осталось поставить последнюю подпись под разрешением на строительство скандального «детского парка». Этот проект, над которым Зураб Церетели думает более четверти века, начиная со времени работы главным художником Олимпиады-80 в Москве, станет нашим «посланием будущим поколениям». Именно о таком, как о заключительном аккорде своей великой деятельности, мечтает московский мэр. Американцы давно просят продать им этот проект, чтобы спасти свой Диснейленд от заслуженного позора, но кто им продаст-то?..
В подвале дома у Церетели уже хранятся памятники семидесяти четырем русским князьям и царям, но показ их – дело будущего, когда отомрут нынешние историки, у которых «аллергия на царскую историю». А в плане - вся история Грузии.
Уже составлен «список Церетели» - всех памятников, уничтоженных при советской власти в Москве, Питере, Екатеринбурге и других городах. Студентам художественных вузов будут заказаны их модели, а копии будут бесплатно отлиты и поставлены на те места, где памятники стояли прежде.
В музеях современного искусства Церетели в Ермолаевском переулке, на Петровке и Пречистенке бесплатно проводятся выставки молодых талантливых художников. Как вдруг Зураб Константинович узнал, что одного из них, сироту и немосквича, изгоняют с пятого курса Суриковского института за то, что тот не смог внести плату за учебу. В связи с каковым безобразием в Суриковском решено провести выездное заседание Академии художеств и разобраться с нерадивым и завистливым профессором-соцреалистом.
Ну, как можно ко всему этому относиться? Церетели рассказывает, как был поражен, попав в мастерские Пикассо и Шагала, их творческой энергией и плодовитостью, по сравнению с которыми его – это лишь бледная тень. Хотя, конечно, в их распоряжении не было всей литейно-механической промышленности страны. Широкому натурой и добродушному труженику, который даже на пресс-конференции под кино- фото- и телекамерами продолжал что-то рисовать в своем альбоме, отвечая на вопросы, Зурабу Церетели смешны критические уколы недобросовестных журналистов, которые, если критикуют, то что, умные, да? Нет, конечно. Зато вспоминает, как пил кофе с Сальвадором Дали и его Галой, и Дали вдруг пожаловался: «Что-то совсем перестали ругать, забыли, что ли?» И Церетели вскоре прочитал в американской газете, как Дали на людях встал на голову. Так что, ругают, значит, помнят. Урок усвоил.
А еще Церетели недавно избран в Общественную палату, и первая его задача – это пробить три закона: о меценатстве, об авторском праве и о благотворительности.
Короче, что творилось на открытии выставки Церетели, можно себе представить. Когда я только входил в огромный зал часа за три до официальной церемонии, то слышал, как человек в строгом костюме говорил по мобильному телефону: «Да, три барана, четыре поросенка, микроавтобус рыбных шашлыков, а все остальное по плану». Кажется, и в этот раз Зурабу Церетели удалось всех угостить и порадовать.
Выставка в Манеже продлится до 14 марта, второй годовщины его пожара.
Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи