На полпути к Анне
Сергей Соловьев показывает в Доме Нащокина свой XIX век
Экспозиция
Игорь Шевелев
В галерее «Дом Нащокина» открылась выставка знаменитого кинорежиссера Сергея Соловьева «Мой XIX век». Она столь многообразна, что только отчасти ее можно назвать фотовыставкой, посвященной съемкам фильма «Анна Каренина».
По словам самого режиссера, он находится сейчас на середине экранизации знаменитого романа Льва Толстого, и примерно через полгода должен его закончить. Нынешняя выставка это попытка передать сам воздух XIX века, столь любимого Сергеем Соловьевым. В залах уютного особняка, принадлежавшего другу Пушкина Павлу Воиновичу Нащокину, выставлены гравюры, портреты XIX века, здесь же костюмы, мебель, фрагменты интерьеров, умело воссоздающих дух эпохи. Фотографии персонажей будущего фильма точно стилизованы под общую атмосферу дворянской и великосветской жизни того времени.
Сколько раз был я в «Доме Нащокина», но никогда еще не видел его таким уютным и приспособленным для жизни. И, вроде бы, вся эта жизнь чисто литературная, киношная, вымечтанная из книг, а кажется более реальной, чем та, что течет за окном, на шумном и забитом автомобильными пробками Садовом кольце. Как сказал на открытии кто-то из приятелей режиссера: «А зачем тебе, Сережа, кино снимать? Здесь все уже есть». Мол, продавай билеты, да и запускай желающих небольшими группами.
На выставке все гравюры, картины безвестных русских художников конца XYIII – начала XIX веков из собрания самого Сергея Соловьева. Он себя не считает коллекционером, скорее, любителем того времени. На съемках в провинциальных российских городах покупал в комиссионных магазинах старые картины, на которых были изображены те лица, которые ему нравились. И тут же фотопробы, точнее, портреты к фильму – Татьяны Друбич, Александра Абдулова, Александра Збруева, Олега Янковского, Алексея Петренко, других. Кто-то стал сниматься в «Анне Карениной», кто-то нет, но момент истины, уловленный в объективе, с которого для режиссера и начинается работа с актером, есть во всех изображениях.
И здесь же картины художника фильма Александра Борисова, фотоэтюды молодого мастера Стаса Полнарева, авторские работы художника по костюмам Наталии Дзюбенко, которая приносит, по словам Сергея Соловьева, не эскизы и почеркушки, а мастерски сделанные своими руками платья, шляпки, предметы туалета того времени. Здесь же парадный мундир Каренина, созданный «последней золотошвеей страны», как сказал режиссер.
Сергей Соловьев хочет повторить опыт «Ассы» двадцатилетней давности, когда выход фильма на экраны сопровождался демонстрацией всего того культурного слоя, из которого он возник. Теперь пришла очередь воздуха толстовской эпохи. Нынешняя выставка в «Доме Нащокина» только первый подступ к проекту. Режиссер собирается издать к премьере двухтомник «Анны Карениной» с ятями и цветными репродукциями в паспарту работ того же Стаса Полнарева.
А рядом с видеоэкраном, на котором Сергей Соловьев рассказывает о работе над фильмом, висит огромный портрет Анны Аркадьевны Карениной, сделанный, если кто забыл, художником Алексеем Вронским во время их поездки в Италию. Даже, кажется, и подпись его есть. На письменном столе Алексея Александровича Каренина («какая странная, ужасная судьба, что оба Алексеи») листы того письма Анне, которое он писал, «пелестрадав», по поводу ее поведения и будущей судьбы их ребенка.
Надо были прийти на открытие чуть пораньше, когда еще никого не было, кроме нескольких дам в вечерних туалетах с обнаженными плечами. Постепенно появились телеведущий Владислав Флярковский, актриса Татьяна Друбич, сценарист Валентин Черных, кинорежиссер Вадим Абрашитов, писательница Мария Арбатова, театральный режиссер Андрей Житинкин. Всех их, как и других гостей, интересовала будущая судьба Анны. А писатель Василий Аксенов, вспомнив давний американский фильм с Гретой Гарбо и Фредриком Марчем, даже спросил, будет ли, как в той экранизации, особенно отмечена - «сербская тема»?
Прямая речь
Сергей Соловьев, кинорежиссер
- Для меня «Анна Каренина» это первый роман русского серебряного века. Толстой выступил в нем как первый футурист, как предвестник того, что еще как бы и не существовало. Главная героиня романа – из других, будущих времен. С точки зрения позитивизма о ней можно сказать то, что я слышу подчас от особо умных людей: «Какая же дрянь эта ваша Анна Каренина. Поганая баба, которая испортила жизнь депутату Верховного совета. Сгубила карьеру блестящего офицера, не ставшего из-за нее генералом. Пристает ко всем, - любит, не любит, плюнет, поцелует, - своих детей ненавидит. Всем нагадила, и в итоге бросилась под паровоз!»
С точки зрения нормального позитивизма и журнала «За рулем» - это абсолютная правда, крыть нечем. Но с точки зрения жизни и – гения жизни, который, в частности, всегда дышал в этих комнатах, - это идиотизм и пошлость. Мне хотелось дать глоток воздуха культуры серебряного века, воздуха романа, который Набоков, самый строгий из критиков, называл лучшим романом мировой литературы, - вот этот воздух здесь собран.
От любой картины в итоге остаются ощущения не смыслов и идей, а – ее озона. Нынешняя выставка – это замысел, ощущение фильма. И если в будущем, в результате просмотра самого фильма, возникнет ощущение, которое я попытался здесь передать, я буду счастлив.
Выставка Сергея Соловьева «Мой XIX век» в галерее «Дом Нащокина» продлится до конца апреля.
Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи