Игорь Шевелев
Шестому этажу посвящается
Юбилей Ольги Кучкиной
9 апреля известная журналистка и писательница Ольга Кучкина отмечает свой юбилей. В Доме актера на Арбате пройдет ее творческий вечер. А прямо накануне знаменательной даты в издательстве «Время» вышел роман Кучкиной «Этаж и сомкнулись воды», с журнальным вариантом которого могли познакомиться в прошлом году читатели «Дружбы народов».
В предисловии к роману автор пишет о подлинном герое романа, - шестом этаже дома на улице Правды, где находилась до недавнего времени редакция «Комсомольской правды», с которой связана вся творческая жизнь Ольги Кучкиной. Юная журналистка времен оттепели, дочь академика-историка, она буквально со студенческой скамьи журфака подняла свой голос за перемены в стране после сталинских времен. Декан факультета журналистики МГУ Ясен Засурский до сих пор вспоминает те комсомольские собрания как явный знак необратимости перемен. А дальше было, - страшно вымолвить, - полвека яркой журналистской работы. Для многих читателей «Комсомолки» имя Ольги Кучкиной ассоциировалось с самой газетой.
Прошло время, и изменилось многое, если не все, в том числе, и в журналистике. Да и сама Ольга Кучкина, не оставляя работу в газете, перешла на более фундаментальные рельсы писательства. В журналах и издательствах выходят ее романы, повести. Ее журналистское исследование «Власть и пресса в России» месяц назад было отмечено премией Союза журналистов. Роман «Этаж и сомкнулись воды» тоже стал своеобразным подведением итогов и даже пророчеством. Ибо посвящен он – «шестому этажу» знаменитого дома прессы на улице Правды, где долгие годы была редакция «Комсомолки». Недавний пожар, уничтоживший ее, несомненно, станет неким рубежом в отечественной журналистике. Когда Ольга Андреевна оказалась рядом с редакцией и увидела эти замерзшие коричневые потоки воды, сковавшие дом, с которым столько было связано в жизни, она, может, впервые с ужасом поняла смысл названия своего романа.
Любовь и полосы. Газетные и жизненные полосы, пестро следующие друг за другом. Погоня за новостями, которая повышает адреналин в крови, ищущий выход в любви с коллегами. Но и эти глотки свободы чередуются с периодами циничного выживания в журналистике.
Девушка из Сибири, похожая на ящерку, приехав в Москву, знакомится с героем романа, журналистом, и делает быструю карьеру, - из завхозов в главные редакторы в популярном издании. При ней оно становится еще более популярным, то есть, согласно велению времени, - желтым и придурочным.
И все же главный герой романа Ольги Кучкиной – это сам шестой этаж редакции, бурная редакционная жизнь, узнаваемые лица коллег, множество историй, связанных с этой газетой «Большого Стиля». И сотканные из личных судеб исповеди поколения, - с выпивкой, спорами, Пицундой и Юрмалой, мастерскими художников, смертями и эмиграциями.
И уже пошли дети, сомкнулись былые и нынешние жены, и мужья, и боковая американская их жизнь, и новая русская, и непонятные друзья детей, и свои собственные, вдруг явившиеся ниоткуда с любовью. Эта круговерть и составляет прихотливую ткань прозы Ольги Кучкиной. Разговоры, сшибка идей и поколений, перемены в близких людях, - но текст становится тем более правильным и точным, что его дописывает сама жизнь: резкой и неожиданной переменой слагаемых.
Героя романа утопили, выбросив на корпоративной вечеринке за борт корабля, когда он, пьяный, оскорбил главную редакторшу, свою бывшую любовницу, за то, что та приказала капитану отчаливать, не дождавшись удалившихся в лесок его дочь с ее, редакторши, мужем. Внутренний монолог героя, к которому читатель уже привык, заканчивается пузырями сознания утопленника, мастерски выписанными автором. Только это ему, герою, да и нам, живущим сегодня, и остается - пузыри сознания. Утопленника вытащили, откачали, а вот сознание его так и пошло пузырями от некогда цельного разумения. В принципе, дурдом для нынешней его жизни более чем достаточно, хотя и прискорбно для друзей и близких.
Роман Ольги Кучкиной, вполне бытовой и любовный, так густо насыщен реалиями времени и многообразного социума, что неожиданным образом становится символическим отображением эпохи, в чем-то даже прогнозируя будущее. Послепожарное затопление «шестого этажа» некогда родной газеты, о которой идет речь в романе «Этаж и сомкнулись воды» - это только одно из пророчеств. Кажется, нам всем еще предстоят и пузыри сознания, и то, что станет понятней после более внимательного прочтения тех реалий, о которых узнаем из других газет.
Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи