Фото категории С
Вышел новый международный фотожурнал
Презентация
Игорь Шевелев
В Москве, в рамках «Фотобиеннале-2006» прошла презентация нового международного фотожурнала с простым названием «С». До этого журнал «С» представляли в Лондоне и Париже. После Москвы церемонии состоятся в Пекине и Мехико, в Токио и Нью-Йорке. Между прочим, главный редактор нового издания Элена Очоа Фостер, жена самого знаменитого архитектора и дизайнера современности сэра Нормана Фостера, чья большая персональная выставка открывается 24 апреля в ГМИИ им. Пушкина.
Придумать новый фотожурнал граничит сегодня с авантюрой. С одной стороны, все хотят быть в курсе новейших тенденций фотографии, этого самого модного и распространенного из современных искусств. С другой стороны, абсолютно непонятно, как объять совершенно необъятные объемы мирового фотоискусства, в основании которого миллионы кадров, которые делаются каждое мгновение по всему земному шару. Достаточно представить миллионы сайтов и страниц в интернете, посвященных истории фотографии и ее современности, накрывающей нас с головой каждую новую секунду.
В связи с чем подозреваешь, что новые журналы, посвященные фотографии, могут затевать либо безумцы, не отдающие себе отчета в происходящем, либо производители фототехники, рекламирующие свою продукцию между строк статей и фотоиллюстраций к ним. Хочется надеяться, что к новому изданию и то, и другое отношения не имеет. Да и журналом его назвать можно только отчасти. Это, скорее, огромная книга в твердом переплете, которая будет выходить дважды в год, плюс еще третий тематический выпуск в виде бонуса. Выходит издание в двух двуязычных версиях – англо-китайской и испано-японской. Будем надеяться, что впереди еще какая-нибудь русско-арабская версия, и наш читатель сможет не только разглядывать картинки и поражаться дизайну журнала, но и прочитать не столь многочисленные тексты и полностью понять, о чем в них говорится.
Дизайн и макет издания, подбор и чередование иллюстраций, - вот, что интересно, в первую очередь. Начать с названия, куда уж более стильно – «С». Далее на толстой желтоватой бумаге идет десять страниц краткого обзора содержания с крошечными картинками, за ними двести цветных и черно-белых фотографий основного корпуса журнала, а в заключение – сведения об авторах с теми же крохотками, впрочем, перебиваемыми и большими фотографиями во все страницу.
Главный принцип, заявленный и на презентации редактором Эленой Очоа Фостер, - это эклектика, то есть отсутствие принципа. Выстроить журнал – «вне иерархий, по горизонтали», представив различные направления современной визуальности, это означает, по сути, сделать авторское произведение, моментальный сколок бесконечного материала. В каждом номере журнал представляет двух фотографов, заказывая им проекты. Тут же портфолио документалистов и экспериментаторов. Чередование портретов, пейзажей, этнографии черной Бразилии и современного Китая. Тут же какой-нибудь новейший японский постмодернизм и жизнь негров американского Юга, увиденная через жития первых христианских мучеников Египта и Карфагена. Фотографии путешествий перемежаются сновидным сюрреализмом на фоне голландских пейзажей, постановочные фантазмы а la жюльверновский XIX век – рецептуализмом образов классической живописи. Молодые фотографы разных стран сменяются признанными корифеями жанра. Российского зрителя не может не привлечь присутствие в первом номере Дмитрий Бальтерманца (1912-1990), классика советской фотографии. Тут и Брежнев, который выступает на съезде КПСС - на фоне гигантского Ленина, прищурившегося из-за спины генсека, и знаменитые фронтовые снимки, вроде кавалеристов генерала Доватора или колонн немцев, взятых в плен под Сталинградом. Тут же интервью директора крупнейшей галереи и владельца лучшей фотоколлекции. Здесь же фотографии, сделанные режиссером Вимом Вендерсом, и статьи о визуальности философов, социологов и писателей: во втором номере журнала объявлена статья Жана Бодрийара, там же будет продолжена старая полемика об этике и эстетике фотографии.
Есть некая тайна визуальности, того ракурса зрения, который соответствует лишь нынешнему моменту большой мировой истории. Листая журнал «С», вглядываясь в напечатанные в нем фотографии, пытаешься разгадать эту тайну. Здесь есть тот риск времени, тот ворованный воздух, для которого не существует былых разрешений и дозволенных начальством мнений, что особенно сейчас ценен в России. Присмотритесь внимательней.
Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи