Игорь Шевелев

 Портрет Августа Сильного

Августейший Август

В Кремле драгоценности – не хуже кремлевских

 

Открывшаяся в Патриаршем дворце выставка «Кабинет драгоценностей Августа Сильного» считается едва ли не самой ценной в череде юбилейных мероприятий, посвященных 200-летию музеев московского Кремля. Хотя бы потому, что эта королевская коллекция во многом является музейным аналогом нашей Оружейной палаты. И по типу, когда «кабинет драгоценностей» заменил собой собрание курьезных уродцев и странностей. И по времени в истории культуры – позднее барокко. И по ценности: коллекция курфюрста Саксонии, Польши и Литвы Августа Сильного (1670-1733) сохранилась почти в том виде, в каком он ее собирал, - заказывая украшения и ювелирные гарнитуры и перекупая и коллекционируя то, что нравилось у других.

Утверждая, что коллекция никогда не покидала помещений «Зеленых сводов» в королевском замке, надо оговориться, что ныне привезенные 32 экспоната все-таки были в России. В 1945 году Красная армия вывезла в СССР 165 ящиков из бункера, где хранились музейные сокровища Дрездена, а в 1958 году специальным указом их вернули обратно в тогдашнюю ГДР. Тем не менее (а, может, именно поэтому) доктор Мартин Рот, директор всех государственных музеев Дрездена, заметил, что «в мире немного таких абсолютно безопасных мест, как Кремль, - иначе бы мы сюда не привезли подобные драгоценности».

В начале священного месяца август коллекция отправится из Кремля обратно в Дрезден, где к тому времени окончательно будут восстановлены «Зеленые своды», - чтобы больше никогда его не покидать. И то сказать, в год этот город посещают два миллиона туристов (что вчетверо больше численности населения), а с появлением уникального комплекса на своем историческом месте их число еще увеличится. Первого сентября, к 800-летнему юбилею Дрездена, состоится официальное открытие музея «Зеленых сводов» в дрезденском замке, а пока один процент из более чем трех тысяч его экспонатов оказался в сердце России. Всего один процент, но какой!

Август Сильный и его сын Август III, продолживший королевское дело отца, были помимо сана выдающимися коллекционерами мирового уровня герцогов Медичи, императора Рудольфа II, короля Людовика XIY или нашей Екатерины Великой. Собирали они, полагаясь на свой вкус.

Например, знаменитые ювелирные украшения, часть из которых теперь можно увидеть в Мироваренной палате Патриаршего дворца Кремля, имели прикладное значение, как части королевского наряда, - подвески, пряжки, эгреты для шляп, которые сразу становились не дешевле короны, знаки и звезды орденов, шпаги с ножнами. В Москве кое-что из этого сейчас выставлено, в том числе знаменитая подвеска с «Дрезденским зеленым» - самым крупным в мире зеленым бриллиантом. Весом в 41 карат, он подвергся некогда в недрах земли естественной радиации и стал чудом природы а затем – чудом культуры. Особенно когда был куплен курфюрстом за баснословную цену в 400 тысяч талеров и стал частью ювелирного украшения.

Дело в том, что Август Сильный и его сын коллекционировали гарнитуры по камням – изумрудный, алмазный, агатовый, рубиновый, бриллиантовый, сапфировый, черепаховый и так далее. Понятно, что равных этой коллекции не было ни тогда, ни сейчас. А заодно их можно было использовать и в придворном быту, и в королевской работе, как, например, входящие в гарнитур часы, печатки и прочее.

Августейший коллекционер сосредотачивался и на художественных эмалях. Лучшие из них тоже можно увидеть на выставке. В частности, большой портрет Петра I. Это не расхожие портретные миниатюры тех времен, а приличного размера изображение русского монарха, сделанное к тому же с натуры во время пребывания Петра I в Дрездене в ноябре 1712 года в доме ювелира Иоганна Мельхиора Динглингера, который и делал те самые гарнитуры из коллекции Августа. Дело в том, что, кроме прочего, Август Сильный и Петр Великий были в то время, что называется «стратегическими партнерами». Поэтому неудивительно, что официальными патронами нынешнего «ответного визита Августа Сильного в Москву» являются высшие лица Германии и России – президент Владимир Путин и канцлер Ангела Меркель. На выставке есть и парный портрет к Петру I, а именно его несчастного сына Алексея Петровича (1690-1718). Ну, что же, жизнь и политика коротки, искусство – дольше.

Демонстрируются и предметы из охотничьих гарнитуров коллекции Августа – шпаги, похожие на ножи. Клинок утилитарен и обоюдоостр, зато рукоять украшена изумрудами и бриллиантами. Есть гротескные фигурки из жемчуга, без которых любая подобная коллекция в начале XYIII века была неполной. У саксонского правителя таких фигурок полсотни. По тем, что выставлены в Кремле, можно судить о целом собрании, которое с тех пор почти полностью сохранилось. Есть кабинетное украшение, состоящее из триумфальной арки и двух обелисков в виде пирамид. То, что потом ставилось на площадях, было сначала в миниатюрном и драгоценном виде на столе в кабинете.

То, что Август Сильный в свое время сделал свою коллекцию доступной для обозрения, говорит как о душевной его широте, так и об общеевропейских правилах тех лет, которые сам он, впрочем, и устанавливал. Вспомним, что и Петр I затевал Кунсткамеру для просвещения окружающих персон. В итоге зал и кабинет Грюнес Гевёльбе (Зеленых Сводов), которые в королевском замке полтора века были чем-то вроде «спецхрана», расширились до музея сокровищ, в который запускали группами по пять человек в сопровождении инспектора. А малахитовая роспись сводчатых помещений, стены разных цветов, зеркальные панели придавали всему невероятное стилевое единство и шик. Август словно демонстрировал внешнюю драгоценность своего внутреннего мира, каковым и является, конечно, коллекция такого уровня.

Открытию выставки «Кабинет драгоценностей Августа Сильного» предшествовал торжественный парад гвардейцев президентского полка на Соборной площади Кремля. Потом гостей пригласили продолжить праздник в резиденции германского посла на Поварской улице. Дело в том, что посол Вальтер Юрген Шмид, приступивший к работе в прошлом году, уже успел себя проявить как покровитель и даже менеджер культурных обменов между нашими странами. Во всяком случае, выставка «Старые виды Германии», которая до конца мая проходит в Музее архитектуры, была организована, что называется «с его подачи». Господина Шмида вдохновили альбомы фотографий Германии, сделанные с воздушного шара в самом начале ХХ века воздухоплавателем и фотографом Эрнстом Вандерслебом. И теперь их тоже можно увидеть в Москве, как бы в пандан к кремлевской выставке. Ну, а у себя в резиденции, где, кроме московской элиты собралось множество представителей немецких фирм и организаций, работающих в России, господин Шмид ознакомил гостей с неординарными кулинарными способностями своей супруги. Особенно пришлась всем по вкусу собственноручно приготовленная ею телятина в ягодном соусу, а также десерты – кремовый и малиновый.

Вот она, непосредственно явленная культура роскоши обыденной жизни, которую так любил и ценил саксонский курфюрст.

Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи