Фостер, великий и ужасный
Поможет ли нашей архитектуре "новый тренер"
Персона
Игорь Шевелев
Появление архитектора Нормана Фостера в Москве вызвало форменный ажиотаж. Причин этому несколько. Во-первых, - его большая выставка "Пространство и время" в Государственном музее изобразительных искусств им. Пушкина на Волхонке. Для Москвы архитектурная выставка такого масштаба - явление уникальное. Представлены макеты, фотографии и аудио-визуальные проекты, демонстрирующие новый берлинский Рейхстаг, банк в Гонконге, Коммерцбанк во Франкфурте, центр изобразительных искусств в Сайнсбери, офис корпорации Херст в Нью-Йорке, башню Свисс Ре в Лондоне, реконструкцию Британского музея и десятки других выдающихся зданий, спроектированных и построенных лордом Фостером.
Во-вторых, два проекта из представленных на выставке сделаны для нашей страны. Это проект небоскреба "Россия" в деловом центре Москва-Сити и реконструкция островка Новая Голландия в центре Петербурга. При этом создается впечатление, что ими одними деятельность архитектора Нормана Фостера в России не ограничится. Уже в ходе открытия выставки Шалва Чигиринский, который и пригласил Фостера, заявил, что архитектор примет участие в реконструкции гостиницы "Россия" рядом с Красной площадью. Ходят слухи и о других проектах лорда Фостера в исторической застройке Москвы.
В этих условиях писать о лорде Нормане Фостере приходится крайне осторожно. Одно дело - его выдающийся вклад в мировую архитектуру конца ХХ - начала XXI века. И другое - участие в весьма специфической сфере московского строительства. Если уж есть опасность, что даже такая мировая звезда как лорд Фостер - всего лишь пешка в чужой игре, то, что говорить о журналистских материалах, которые могут послужить для манипуляции общественным мнением в акциях с заведомо неизвестными последствиями.
Лишь одно внушает некоторую надежду. Говорят, что архитектор Фостер - человек опытный, разумный, самостоятельный. Что он ни в коем случае не сыграет роль "генерала от архитектуры", готового предоставить "крышу" для местной власти любого масштаба. Что он, прежде всего, - живой и современный художник, для которого, как известно, нет иных масштабов и иного суда, кроме масштабов и суда истории будущего. На это и понадеемся.
Мнение
Накануне архитектурного прорыва
Юрий Аввакумов, архитектор
Российская газета / Откуда вообще взялся этот Фостер?
Юрий Аввакумов / Естественно, что архитектор, строящий по всему миру, лорд Фостер, оказался, в конце концов, и в России. Мог приехать и пораньше.
РГ / Но ведь никто из мировых архитектурных звезд до сих пор в Москве не строил?
Аввакумов / Это вопрос не к звездам, а к тем, кто заказывает проекты и согласует. Большие архитекторы приезжали в Россию и до Фостера и начинали работать, но до строительства не доходило - так уж устроена наша административно-строительная система. Но, может, в отличие от всех своих предшественников, Норман Фостер обладает абсолютной мировой известностью, это звезда не только архитектуры, но и всей попкультуры, почти как "лучший архитектор среди спортсменов"... И, во-вторых, он - абсолютно здравомыслящий архитектор, обладающий совершенным системным мышлением. Таким у нас по числу построек и по корпоративному уровню был Щусев.
РГ / Как сочетается это здравомыслие с участием в российском проекте, который многие называют авантюрой?
Аввакумов / Если вы имеете в виду высотный проект под названием "Россия", то с точки зрения техники такое можно построить и на море, и в пустыне, и где угодно. В Сити, где он должен появиться, никакой исторически ценной застройки нет, сносить, слава Богу, нечего, а московский силуэт - понятие не регламентированное. То, что именно Фостер умеет строить высотные здания, объяснять не надо. Если же вы имеете в виду, что неразумно вообще иметь дело с Москвой, где могут "поматросить и бросить", и примеров таких более чем достаточно, то пока это ему ничего не стоит. Ему заказали и оплатили выставку. Предоставили один из лучших московских музейных залов, куда другие годами стоят в очереди, и где до него выставлялся лишь один архитектор - великий Константин Мельников. Архитектурные проекты Фостеру, если будут заказаны, то, разумеется, будут и оплачены… А если не построим, то и сами дураки. То есть Фостер в любом случае, думаю, в накладе не останется.
РГ / Если небоскреб "Россия" возведут, будет ли это означать технологический прорыв в архитектуре Москвы?
Аввакумов / Не хочу обсуждать технологические моменты на дилетантском уровне и в дилетантском кругу, но всем известно, что именно Норман Фостер связан с высокими строительными технологиями, даже когда они напоминают о магазинах "экологически чистых продуктов" для богатых. С фактом, что Фостер выше по строительному, организационному, технологическому и любому другому уровню любого российского архитектора, не поспоришь. Если работа Фостера откроет новые горизонты, то не в том смысле, что он "придет и всех научит", а в качестве примера перехода от того, что другой англичанин Питер Кук называет "вежливым модернизмом", - к модернизму "капитальному". Капитальному и в смысле стабильности, основательности и в смысле столичности, которой отличается фостеровская архитектура. Все прочее - дело вкуса. Кому-то не нравится нынешний вариант башни "Россия", подозреваю, что были или будут другие варианты. Заказчику у Фостера всегда демонстрируется набор возможностей, это и живой творческий процесс, и культурное обслуживание одновременно.
РГ / То есть все-таки архитектурный прорыв в России с Фостером возможен?
Аввакумов / Если мы вглядимся в историю, то окажется, что даже в те века, которые мы считаем "темными", связи России с окружающим миром были теснее, чем мы себе представляем. И даже теснее, чем сейчас, несмотря на интернет, самолеты и прочие коммуникационные трубы. И Кремль строили иностранцы. И иконописцы работали "импортными" красками. И многое основывалось на труде очень высокой квалификации не доморощенного, а мирового уровня. Можно называть Фостера коммерческим "гигантоманом", но это суперпрофессиональный архитектор. Наш же профессиональный архитектурный уровень оставляет пока желать много лучшего. Так, может, "новый тренер" поднимет планку и покажет, куда прыгать?
Прямая речь
Сеанс одновременной игры на ста проектах
Интервью с Норманом Фостером
Российская газета / При строительстве таких высотных зданий, как у вас, вы предполагаете что-то новое для их защиты в свете терактов 11 сентября?
Норман Фостер / Да, конечно, есть способы увеличения безопасности. Мы с коллегами и специалистами ведем большие исследования в этой области. Многое используется и в создаваемых нами проектах. Зачастую мы даже идем впереди принятых сейчас нормативов. При этом надо помнить, что от терроризма, в принципе, нет защиты. Можно эвакуировать 90 тысяч человек со стадиона в течение нескольких минут. Но что делать, если в эту толпу врежется самолет? Жизнь хрупка. Демократия хрупка. Весь мир хрупок. С другой стороны, у нас гораздо больше шансов погибнуть, когда мы переходим через улицу, чем от руки террористов.
РГ / Что вы думаете о своем участии в строительном буме Москвы, уничтожающем старые памятники города?
Фостер / Со стороны трудно давать комментарии. Что бы я ни сказал, это будет голословно. Но в любом большом городе в период обновления старые здания уничтожаются и на их месте строятся новые. Списки утрат можно составить и для былых времен, не только для нынешних. Могу сказать, что все упирается в качество архитектуры, которая определяет, надо сохранять старые здания или на их месте возводить что-то новое. Если вы посмотрите на те проекты, которые мы готовы осуществить в Москве и в Петербурге, - а на выставке сейчас представлены два из них, - вы можете увидеть, сколько в них энергии и драйва, которые соотносятся с нынешним периодом жизни в этих городах. Поэтому на вопрос, хочу ли я быть участником нынешнего строительного бума в вашей стране, отвечаю: да, очень хочу.
РГ / Но многие считают, что небоскребы, подобные вашей башне "Россия", не органичны историческому облику Москвы?
Фостер / Безусловно, каждый город уникален. Главное, это где стоит небоскреб относительно исторической застройки. В Москве есть старые кварталы, где возможен более низкий уровень зданий. Мегаполис это еще и компромисс между былой историей и нынешним бизнесом, их точный и тонкий баланс.
РГ / Сколько проектов в данный момент разрабатывает ваша компания "Foster & Partners", и какими из них занимаетесь лично вы?
Фостер / В любой момент у нас в разработке около сотни проектов. Лично я занимаюсь всеми ими.
РГ / Можете сейчас сесть и составить список всех их?
Фостер / Понимаете, некоторые из этих проектов практически уже завершены, другие еще в стадии обсуждения. Сегодня я выделяю одному проекту час, другому - полчаса, третьему - полтора часа, четвертому - пять минут. До вылета в Москву я обошел офис за полчаса, отработав пять или шесть проектов. Это как сеанс одновременной игры в шахматы, который ведет гроссмейстер, удерживая в памяти позиции на всех досках. Понятно, что я уделяю больше времени тем проектам, которые находятся в стадии разработки. Те проекты, в которые я был погружен несколько лет или месяцев назад, сейчас уже строятся. Скажем, аэропорт в Пекине откроется для пассажиров через два года. Конечно, я посещу стройплощадку, чтобы удостовериться, как идут работы. Но вся работа по проектированию уже завершена. Теперь я только слежу за исполнением проекта. В вашем вопросе есть некий подвох, не учитывающий разновременность работы над проектами. Тут иное восприятие времени, поскольку один проект занимает от двух до десяти лет.
досье
Норман Фостер родился в Манчестере в 1935 году в рабочей семье. В юности недоучился из-за необходимости зарабатывать деньги, некоторое время служил в британских ВВС. В 1956 году поступил в Школу архитектуры Манчестерского университета. После ее окончания выиграл стипендию на обучение в Йельском университете в США. В 1963 году возвращается в Англию и вместе с другим выдающимся архитектором Ричардом Роджерсом, одним из основателей направления "хай-тек", создает архитектурную мастерскую. С 1967 года начинает работу его собственная архитектурная фирма, ныне известная как "Foster & partners", которая с тех пор выиграла десятки международных конкурсов и получила сотни международных наград. В 1999 году архитектор становится пожизненным пэром с титулом "Лорд Фостер берега Темзы". В том же году становится лауреатом Притцкеровской премии, аналога Нобелевской премии в области архитектуры. Лорд Фостер - один из немногих архитекторов, чьи здания дважды удостаивались премии Стерлинга, другой высшей международной награды в архитектуре. В 2002 году получает награду Архитектурной ассоциации Praemium Imperiale. Ныне архитектурное бюро Нормана Фостера представлено мастерскими более чем в двадцати странах, где работают сотни человек.
Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи