Синие носы по ветру
Выставка плагиата современных художников
Тенденции
Игорь Шевелев
В начале июня в галерее М. Гельмана художники группы «Синие носы» Александр Мизин и Александр Шабуров представляли проект «Случайные совпадения» с провокационным вопросом: а существует ли российское «современное искусство»?
Арт-группа «Синие носы» сейчас едва ли не самая известная на Западе из тех, что представляют российское актуальное искусство. Однако нынешний их проект ставит под сомнение само существование последнего. Мизин и Шабуров показали на выставке более семидесяти парных работ своих коллег по современному изобразительному искусству. Причем, одна работа из каждой пары является очевидным плагиатом другой, как правило, зарубежной. В роли «застенчивых воришек» выступают такие известные персоны как О. Кулик, А. Осмоловский, И. Кабаков, В. Янкилевский, А. Тер-Оганьян, да кого там только нет.
По словам самих художников, задуматься о том, существует ли русское современное искусство, их заставила слава. «Синих носов» стали приглашать с выставками их работ по всему свету. Только за последний год они побывали в Нью-Йорке, Париже, Берлине, Лондоне и прочих мировых столицах. И везде, гуляя по музеям и выставкам современного искусства, они натыкались на аналоги произведений, созданных их российскими коллегами. Причем созданных позже оригиналов. Сначала это их забавляло, но когда совпадения начали исчисляться десятками, - напугало. Может, никакого российского contemporary art не существует, - спросили они.
Так возникла коллекция «двойников», - просто из того, что
им попалось под руку и взгляд. Набралось изрядное количество работ, которых
хватило сперва на выставку, которую они хотели назвать «Вон из искусства – 2»,
но потом остановились на более спокойном названии. А затем выставка превратилась
в сайт
К тому же «Синие носы» выяснили, что на Западе давно знают, что никакого российского contemporary art не существует, а есть мелкое воровство чужих аналогов. Выходцы из Екатеринбурга и Новосибирска, Мизин и Шабуров отлично знают, какими методами провинциальные художники вливаются в «мировой контекст» искусства, чтобы быть современными и со столицей наравне. Да, в провинции штудируют московские художественные журналы, подражая им, точно так же, как в столице подражают западным картинкам. В то время как на самом Западе всем этим занимаются маргиналы, которые никому не нужны, и, поскольку им самим там подражать уже некому, мечтают убежать на необитаемый остров, где и дожить остаток жизни.
На самом деле проект «Синих носов» более чем серьезен, хотя и сделан в игровой и предельно иронической манере: Мизин и Шабуров и собственные «ремейки» приводят в общем ряду, а заодно показывают первоисточник картины Репина «Не ждали» (иллюстрация из раннего немецкого издания о Шерлоке Холмсе) или тычут носом в удивительное сходство иллюстрации Кукрыниксов с рисунком Павла Федотова…
На самом деле речь идет о главном тренде нашего общества, - выбиться из грязи в князи, любой ценой стать богатым, известным, чтобы «быть как люди». И в искусстве можно воровать точно так же, как в политике и бизнесе. В провинции художник считает, что все это как бы предварительная жизнь, где обычные нормы не действуют. Вот вырвется он из болота в столицу и уж там заживет по-настоящему. Но и из столицы тоже надо вырываться – в «мировой контекст», который при этом еще презирается и оплевывается. Комплекс неполноценности граничит с ненавистью к тем, кого обокрал, - обычная «культурно-психиатрическая» история болезни. Когда Мизина и Шабурова спросили, а не обидятся ли художники, которых они, что называется, схватили за руку, уличив в плагиате, они ответили, что ведь те и сами отдают себе отчет в том, что воруют, и их нравственная деградация такова, что им «хоть ссы в глаза, для них это - божья роса».
В свою очередь, галерист Марат Гельман видит немалый смысл выставки в том, чтобы указать критикам, коллекционерам и функционерам отечественного contemporary art на необходимость знать о происходящем в окружающем мире. Тогда было бы меньше вопиющих фактов, когда премии «Арт-Москвы», «Черного квадрата», «Инновации» вручались плагиаторам, чьи работы откровенно содраны один в один с западных аналогов. И эти работы тоже есть и на сайте, и на выставке.
«Синие носы» обещают к весне представить продолжение проекта. В одной из их самой известной работе Ленин ворочался в картонной коробке. Заставить сделать то же самое своих коллег по contemporary art во главе с самыми известными кураторами им раз плюнуть.
Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи