Рембрандт и около

Выставка в Пушкинском музее к 400-летию гения

 Автопортрет Рембрандта и зрительница

Экспозиция

Игорь Шевелев

 

День рождения Рембрандта отмечался два месяца назад, но такова судьба родившихся в летние каникулы, - гости к ним, как правило, приходят с началом учебного года, а, в данном случае, выставочного сезона. Тем более что солидная круглая дата голландского гения позволяет весь нынешний 2006 год считать во всем мире «годом Рембрандта».

 

В Москве самая большая выставка, посвященная Рембрандту, открывается сегодня в Музее изобразительных искусств им. Пушкина. Она продлится ровно два месяца, до 12 ноября. Называется - «Рембрандт, его предшественники и последователи». Выставлено 60 живописных работ из музеев России, США и Франции, 60 офортов и несколько десятков рисунков. Причем, из последних лишь те, что раньше считались принадлежавшими великому голландцу, но более тщательная экспертиза привела к тому, что некоторые из них обрели иных авторов. Совершенно точно Рембрандту принадлежат четыре рисунка из представленных на выставке, еще у ряда рисунков его авторство предполагается, остальные приписаны к художникам его круга.

Рембрандт, как известно, был очень трудолюбив и плодовит, но все же не до того огромного числа «рембрандтов», что ныне находятся в музеях и частных коллекциях. Поэтому было проведена более тщательная экспертиза во всех собраниях и выявлено большое число работ, художнику не принадлежащих. Из них несколько картин – первого ряда, как, например, «Давид и Саул» из музея в Гааге, «Воин в золотом шлеме» из Берлинского музея или «Польский всадник» из нью-йоркской галереи. Список этот столь велик из-за педагогических способностей Рембрандта, который мог научить рисовать не хуже, чем сам. А, во-вторых, из-за особенностей работы, когда начатую картину он мог отставить к стене на несколько лет, как, например, эрмитажную «Данаю», а мог потом вообще к ней не вернуться, и тогда ее заканчивал после его смерти какой-либо из учеников. Или сам Рембрандт мог пройтись рукой мастера по работе ученика, как сделал с картиной «Явление Аврааму трех ангелов», хранящейся в Эрмитаже и объявленной полвека назад рембрандтовской, а ныне считающейся работой другого художника, отдельные детали которой были проработаны мэтром.

Выставка показывает историю становления Рембрандта как художника. В некоторых картинах, таких, например, как «Изгнание торгующих из храма» из бывшего собрания Генриха Брокара, владельца парфюмерной фабрики, ныне известной, как «Красная заря», голландец больше похож еще на своих учителей, чем на себя. Игорь Грабарь считал картину искусной подделкой, но сегодня, как ни странно, в качестве ее несомненного автора называется именно Рембрандт.

Реже атрибуция работ Рембрандта получает обратный ход, - то, что глядело сомнительным, доказывается как несомненный оригинал его кисти. Таким редким исключением является представленный на нынешней выставке в ГМИИ автопортрет великого голландца из музея Гране в Экс-ан-Провансе. Еще полвека назад он считался то ли работой художника круга Рембрандта, то ли вообще подделкой XYIII века. Оказалось, что нет, несомненный подлинник. И сегодня мы можем взглянуть на автопортрет совсем иными глазами, объясняя неряшливую живопись незаконченностью работы.

На выставке много превосходных работ учеников Рембрандта, в том числе Кароля Фабрициуса, самого талантливого из них, рано погибшего во время взрыва порохового погреба в Дельфте. Эта картина выявлена как принадлежащая Фабрициусу всего двадцать лет назад. Так что нынешняя экспозиция демонстрирует весьма динамично развивающийся, современный взгляд на великого Рембрандта, нашего современника.

 

Из первых уст

На вопросы отвечает директор Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина Ирина Антонова

Российская газета / Выставок Рембрандта в юбилейный год очень много в мире. В чем особенность московской выставки?

Ирина Антонова / На выставке представлены все виды искусства, в которых творил художник, - живопись, рисунок, офорт. В основном, она составлена из произведений, хранящихся в нашем музее, хотя принимают в ней участие и такие крупные музеи, как нью-йоркский музей Метрополитен, Эрмитаж или маленький французский музей Гране из Экс-ан-Прованса, предоставивший маленький, но очень важный для выставки автопортрет Рембрандта. А также участвуют российские музеи – от Рязани до Серпухова.

Конечно, выставки, посвященные 400-летию Рембрандта, проводят в этом году практически все крупнейшие музеи мира, соприкасающиеся с творчеством великого голландца. Никто из них не может, скажем, замахнуться на полную живописную ретроспективу его творчества. Поэтому Эрмитаж, например, встретил юбилей значительной выставкой офортов Рембрандта, имея великолепную коллекцию, происходящую из собрания Ровинского. В Голландии одна из выставок посвящена сопоставлению таких гениев, как Рембрандт и Караваджо. То есть каждая исходит из определенной идеи. Исходя из наших возможностей, мы уделяем внимание Рембрандту на фоне его предшественников и последователей. Во-первых, его влияние на художников очень ощутимо. Во-вторых, на фоне «глобальной переатрибуции» многих картин и рисунков Рембрандта, на нашей выставке представлен ряд трансформаций с авторством ряда произведений.

РГ / Почему вы взяли картины именно из США и Франции, а не из других стран?

Антонова / Мы обратились во многие музеи, но все они ответили отказом, что понятно, поскольку идет вторая половина юбилейного года, и они сами проводят выставки, посвященные Рембрандту. Мы ведь тоже своего Рембрандта никому не даем по тем же причинам. Иные вещи мы не могли взять из-за феерических сумм за их страховку. Что касается музея Метрополитен, то здесь произошел некоторый обмен. Мы предоставили ряд важных произведений для их выставок. Кроме того, они любезно оплатили дорогу из Нью-Йорка. Какие-то картины, которые были нужны для полноты нашей выставки мы не получили даже из Эрмитажа. Оттуда нам предоставили пять картин школы Рембрандта, а мы взамен предоставляем пять картин из нашего собрания для выставки, посвященной Семенову-Тян-Шанскому, которая откроется во второй половине октября.

РГ / А не было сложностей в обмене картинами из-за обнаружившихся краж в Эрмитаже?

Антонова / Да, как будто было сказано, что до окончания проверки во всех российских музеях министерство культуры приостанавливает выдачу художественных ценностей. Но потом это не подтвердилось. Перед выставкой я запросила Федеральное агентство по культуре и кинематографии, и мне сказали, что наличие запрашиваемых произведений подтверждено, и было дано разрешение на их выезд. Действительно, из-за событий в Эрмитаже возникла сложная ситуация. Но все мы поддерживаем дружественный климат отношений. Мы выдали 32 картины французских художников из собрания Сергея Михайловича Третьякова в связи с юбилеем Третьяковки. Они, в свою очередь, что-то дают нам.

РГ / Как вы думаете, в наших частных коллекциях Рембрандт сегодня есть?

Антонова / Офорты могут быть, но картин и рисунков – нет. Во всяком случае, нам об этом не известно.

РГ / Когда будут открыты все залы классического искусства в вашем музее?

Антонова / Вы знаете, что в начале июля мы перевели часть коллекции в открывшуюся галерею искусства XIX-XX века. Сейчас предстоит огромная работа по перемещению всех наших коллекций на новые места в старом здании. К сожалению, мы немного опаздываем из-за проблемами с финансированием ремонта и подготовки нового оборудования – щитов и витрин в заново открывающихся залах. Каждый раздел – от античности до начала XIX века будет переделан и расширен. К началу декабря старая часть экспозиции будет восстановлена.

РГ / А из предстоящих выставок что бы вы отметили?

Антонова / Еще до конца года мы покажем три интереснейших выставки. Одна – это выставка немецкого художника Хаккерта, работавшего в Италии и в России во второй половине XYIII века. Всего несколько картин, но очень интересных в качестве примера контактов иностранных и российских художников того времени. Вторая – выставка одной картины, но какой! Это мировой шедевр XY века – «Святой Себастьян» Антонелло де Мессины. Картина раннего итальянского Возрождения, сфокусировавшая всю проблематику открытия мира и человека той эпохи. Когда-то она была в нашем музее в собрании Дрезденской галереи, в 1955 году вернулась в Германию. В последние годы она подверглась исключительно тонкой реставрации, восстановившей фундаментальные эстетические качества этого великого произведения. В Италии ее демонстрация произвела настоящий фурор. В том же зале мы создадим некий контекст для лучшего восприятия. Там можно будет увидеть античную статую, поскольку фигура обнаженного святого Себастьяна несомненно имела своим прообразом античного атлета. Вы увидите и скульптуру Микеланджело «Умирающий раб» - образ героя и мученика на ином этапе развития искусства. Будут рисунки и картины, раскрывающие иконографию образа святого, не очень, кстати, известного в России, - покровителя стрелковых искусств и борьбы с чумой.

РГ / А третья выставка, конечно, связана с «Декабрьскими вечерами»?

Антонова / Да, на «Декабрьских вечерах» мы показываем выставку «Маски». Проследим этот тип произведений от культовых древнеегипетских, японских, африканских, шаманских масок Сибири до карнавальных масок и вплоть до «Мира искусства».

Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи | Дневник похождений