Артефакты Инфанте

Отчет за сорок лет

 Мона Лиза и Франциско Инфанте

Экспозиция

Игорь Шевелев

 

В музее современного искусства в Ермолаевском переулке в двух шагах от Патриарших прудов открылась выставка "Артефакты" знаменитых московских художников-концептуалистов, мужа и жены, - Франциско Инфанте (род. в 1943) и Нонны Горюновой (род. в 1944).

 

Выставка ретроспективная, огромная, полностью преобразившая все этажи созданного Зурабом Церетели выставочного зала. Ибо пространство - это и есть то, с чем работают Инфанте и Горюнова. Чтобы как-то обозвать ту перемену земли и неба с помощью зеркал, фотографий, многоцветных конструкций, которую в течение четырех десятков лет затевают эти художники, их произведения получили название - "артефактов".

Артефакт - это, на самом деле, просто, это не бином Ньютона. В природное пространство внедряется какая-нибудь рукодельная штука, например, цветная полоса бумаги, закрепленная на невидимой леске, которая заслоняет горизонт. Или из зеркал создается сложное искажение окружающего пейзажа, вроде исчезающего дерева или супрематического черного квадрата на фоне ничего не подозревающих облачков. Или на деревья, сугробы, землю наклеиваются всякие геометрические формы. Получается - инсталляция. Затем инсталляция фотографируется, печатается, помещается в рамку и называется - артефактом. То есть тем, что как бы есть, но чего как бы, на самом деле, и нет. Некая вторая, другая, иная, виртуальная - природа. Все эти артефакты в больших красивых рамах и под стеклом, подсвеченные, затемненные, оживленные причудливыми трехмерными конструкциями, и заняли все этажи музея. Получилось очень красиво и в каждом отдельном произведении, и во всей экспозиции, как целом. Спускаясь с пятого этажа вниз, зритель как бы входит внутрь этого особого художественного мира, постигая логику развития творчества Инфанте и Горюновой во времени и в самом движении форм.

Очевидно, что многое из этого сегодня можно за минуту сделать на Photoshop. Но когда художники начинали, то никакого Photoshop в помине не было, да и ныне они им принципиально не пользуются. Во-первых, искусство, как выяснилось, занимается поиском новых форм, точек зрения, стилей - не задумываясь об их конкретной пользе и применении. Мало ли что еще изобретут. Во-вторых, любое произведение Инфанте и Горюновой безумно красиво само по себе, в чем можно убедиться на выставке. Недаром первые две строчки стиха, давным-давно написанного поэтом Всеволодом Некрасовым, гласили: "Красота спасет мир. А красоту спасет Инфанте". В-третьих, Photoshop - это одно из частных применений того "девятого вала" художественного безумия, что постоянно творят эти художники.

Еще сорок лет назад, в середине 60-х Франциско Инфанте задумал и осуществил свои "проекты реконструкции звездного неба", совсем как те "русские мальчики", которых предчувствовал Федор Достоевский. В начале 70-х это продолжилось работами художника по "архитектуре перестройки космоса". При этом, конечно, надо учитывать близкую связь пластики с иронией, о чем напоминал тот же Всеволод Некрасов. "Спиралью бесконечности" Инфанте интересовался философ Мераб Мамардашвили, обложки книг которого украшены рисунками художника.

Историкам искусства второй половины ХХ века еще предстоит уточнить, кто, например, первым украсил горизонт шелком, - Инфанте или американец Кристо? Кто первым создал дыры в пейзажном пространстве, - Инфанте или француз Руис? Или насколько ныне модный художник Феличе Варини, рисующий геометрические фигуры на стенах домов и в интерьерах, позаимствовал свои идеи у Франциско Инфанте, благо, моложе его почти на десять лет?

Еще в советское время произведения Инфанте и Горюновой, не имеющие никаких шансов быть признанными на родине соцреализма, оказались на Западе, произведя фурор, а уж с началом перестройки их полноценные выставки оказалось возможным проводить не только во многих странах мира всех континентов, но и в самой России. Кстати, на аукционе Кристи в Лондоне в последний день нынешней весны серия геометрических работ Франциско Инфанте была продана почти за четверть миллиона долларов.

Поскольку всему в искусстве нужен ярлык, творчество Инфанте и Горюновой назвали концептуализмом. Но вместо унылой и тупой тягомотины, зачастую прикрывающейся этим именем, зрителю выставки в Ермолаевском откроется мир красочный, сочный, почти нереальный. Более восьмисот произведений 1960-2000-х годов создают единое, ни на что не похожее и уникальное произведение самой экспозиции.

На выставку, которую открывал Зураб Церетели, - что само по себе парадокс времени: традиционный художник приветствовал неистовых авангардистов, - пришло множество друзей, коллег художников. И всем этим толпам не было тесно, поскольку Франциско Инфанте и Нонна Горюнова предусмотрели множество дыр в пространстве, в каждую из которых при внимательном вглядывании и эстетическом переживании вполне можно было виртуально удалиться, никого не обременяя личными переживаниями. Ибо предельно субъективное творчество художников явно тяготеет к природе без человека.  

Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи | Дневник похождений