Ракурс Родченко

Выставка и учебник русской фотографии

 обложка Родченко

Экспозиция

Игорь Шевелев

 

В ЦВЗ «Манеж» открылась большая ретроспективная выставка классика советской и мировой фотографии Александра Родченко (1891-1956).

 

Собственно, все остальное – лишь комментарии к этому, самому по себе грандиозному событию. На открытии экспозиции представитель московского правительства заметил, что лучшего подарка к отмечаемому в этом месяце 10-летию Московского Дома фотографии и придумать сложно. Можно лишь заметить, что выставка приурочена еще к двум датам, - к 115-летию со дня рождения замечательного фотохудожника и к 50-летию со дня его смерти в начале декабря 1956 года.

В общем-то, все десять лет своего активного существования МДФ показывал фотографии А. Родченко, - по частям, сериям, направлениям. И то сказать, Александр Родченко оставил яркий творческий след во многих областях визуального искусства. Достаточно посмотреть на его броские агрессивные коллажи, явно ставшие одним из импульсов киномонтажа Сергея Эйзенштейна. Можно лишь бросить взгляд на афиши, обложки, буквенные композиции Родченко, чтобы понять, что сегодня мы переживаем их ренессанс. А необычные ракурсы фотографий Александра Родченко середины 1920-х годов, ставшие его визитной карточкой, соотносятся с периодом «бури и натиска» молодой советской кинодокументалистики Дзиги Вертова и его братьев по крови и по искусству.

Многие искусствоведы мира вообще считают, что русская культура, которая всегда была вторична по отношению то в византийскому, то к западноевропейскому искусству, лишь однажды внесла самоценный и выдающийся вклад в мировую сокровищницу человечества. И это был – русский авангард 1910-20-х годов, одной из ключевых фигур которого был и Александр Родченко.

Выходец из бедной семьи «безземельных крестьян» (отец его был ко времени рождения сына бутафором Русского клуба на Невском, мать – прачкой), Александр лишь в 22 года сдал экзамен за четыре класса церковно-приходской школы. Однако уже в следующем, 1914 году встретился в Казани, где жил, с Маяковским, Каменским и Бурлюком, которые стали едва ли не главными его соратниками по «левому искусству». В тот же год он познакомился с Варварой Степановой, своей спутницей, супругой, товарищем. В советское время Родченко стоял у истоков знаменитого журнала «ЛЕФ», выпускаемого Маяковским, делает все его обложки.

Поразительно, но фотографией Александр Родченко занялся лишь зимой 1924 года, его активная творческая жизнь заняла, по сути, всего несколько лет, за которые он и сделал все те открытия в фотоискусстве, которые оказали влияние на ХХ век, а кое-что осталось и на век следующий. Дело в том, что активную практическую деятельность А. Родченко совмещает с теоретическим ее осмыслением, публикует серии статей в том же «ЛЕФе» и «Новом ЛЕФе», где высказывает свои любимые мысли о фоторепортаже, об экспериментальной фотографии, о концепции нового ракурса фотосъемки, которым стал знаменит. Он отвечает на критику тех, кто обвиняет мастера, что он «сдирает» все свои находки с современной западной фотографии, он участвует в международных выставках от Парижа и Вены до Нью-Йорка и Чикаго. Мировая фотография именно в этот период между войнами переживает качественный скачок, связанный с развитием рекламы, киноискусства, государственной пропаганды, и Александр Родченко – один из активнейших участников этого процесса.

На выставке в Манеже эти работы А. Родченко представляют огромный интерес. Остается поражаться мастерству фотомонтажа, шрифтовому искусству, его открытиям в городской съемке, его издательской практике и высказываемым им идеям. В 1934 году он пишет о необходимости создания фототек, коллекционирования произведений фотоискусства, о международных фотовыставках. Он призывал к выпуску фотокниг и фотогазет, - то, что обязательно будет реализовано, но уже в нашем ближайшем будущем. А вот для самого Родченко тогда наступает «мертвая зона». Его программная статья «Фотография – искусство» оказывается, по сути, завещанием мастера, находящегося в расцвете творческих сил. Но время на дворе уже другое.

Четыре года как нет Маяковского, и по судьбе Родченко вполне можно представить, что ждало его товарища. Три года как сам Александр Михайлович подвергается тотальной и убийственной критике как «злостный формалист». На него, как и на всех, опускается железная пята сталинского «серого ампира». Фотографии Александра Родченко конца 1920-х – начала 30-х годов дают, кроме прочего, ярчайшее представление о самом времени, о типах людей, о быте. В виды Москвы можно вглядываться часами, его фоторепортажи, которые он пропагандировал, как самое современное и живое искусство, полны ярчайших деталей нечаянно подсмотренной правды. Это репетиция оркестра на Беломорканале, парады, демонстрации, спортивные состязания, коллективная еда, занятия в библиотеке, затейник в парке культуры, продавщица папирос, уличные торговцы, выдающиеся портреты современников от Довженко и Солнцевой до Лили Брик и того же Маяковского, давно ставшие хрестоматийными.

Но наступает время, когда над страной опускается железный занавес «чекистской военной тайны». Свободный человек с фотоаппаратом вообще подозрителен, уж не шпион ли он. Советский фотограф должен работать в советском печатном органе, выполняя четкие задания советских редакторов. С середины 1930-х годов Александр Родченко переходит на фоторепортажи о скачках, затем снимает спортсменов, 1937 год ознаменован «балетной серией», предвоенный 1940-й – «цирковой». Он где-то работает, что-то оформляет, готовит книги и выставки, которые никогда не станут достоянием публики, то отчисляется из союза художников, то вновь зачисляется, - по сути, доживает свой гениальный век в чужое серое время стукачей, ничтожеств и доносов. Настоящая творческая жизнь Александра Михайловича Родченко продолжается лишь после его смерти. Так получилось, что первая персональная выставка выдающегося фотохудожника открылась лишь на следующий год после его смерти, в «оттепельный» 1957 год. О мастере стало известно, но и только. Слишком глубокой была «вечная мерзлота» советской идеологии, чтобы левый авангард 1920-х был воспринят без страха «идеологических диверсий». Зато первая книга о нем, вышедшая в Праге в середине 60-х, едва ли не знаменовала время «пражской весны».

Огромный резонанс имела выставка А. Родченко в залах на Гоголевском бульваре в «перестроечном» 1986 году. По воспоминаниям зрителей она словно провозгласила громогласно: «Не надо бояться!» Родченко дождался своего времени. И что же? Нынешняя ретроспективная выставка в Манеже – первая за эти прошедшие двадцать лет. Уже поэтому она заслуживает внимания, как некий знак, которым само время обращается к нам.

Сегодня фотографии А. Родченко на мировых аукционах, как и другие произведения русского «левого авангарда» стоят невероятных денег. Тем поразительней культурное подвижничество семьи Александра Родченко, сохранившей и пропагандирующей его творческое наследие в России. Куратором выставки в Манеже, автором текстов стал внук Родченко – Александр Лаврентьев. Более четырех лет он готовил изобразительный материал из домашнего и музейных архивов, где находятся работы фотографа. Многие фотографии отпечатаны, выставлены и публикуются впервые. Как сказала директор МДФ Ольга Свиблова, «без Родченко, без его работ, переданных в музей, не было бы самого музея и этих десяти лет». Нынешняя выставка является данью благодарности выдающемуся мастеру, посильным восстановлением справедливости.

Еще большим вкладом в новую жизнь Александра Родченко в XXI веке стал совершенно невероятный альбом его фотографий, выпущенный в рамках издательской программы «Интеррос» и подготовленный все тем же Александром Лаврентьевым. 500-страничный фолиант, в который вошло более тысячи репродукций, едва ли не каждая из которых являет собой предмет фотоискусства ХХ века, - сам по себе памятник современного книгоиздательства. Рядом с ним у нас не так много есть, что поставить. Как сказала Ольга Свиблова, «1 февраля 2007 года Дом фотографии открывает в своих стенах – первую фотошколу. Один учебник для будущих занятий уже есть. Это альбом фотографий Александра Родченко». Не удивительно, что при вполне солидной цене в 2500 рублей на открытии выставки А. Родченко альбом раскупали с такой скоростью, что скоро наверняка придется допечатывать новые тиражи. Книга вполне адекватна своему предмету – великому творчеству Александра Родченко. Более того, воссоздан общекультурный контекст, в котором он работал, публикуются документы, письма, статьи мастера. По сути, это один из немногих еще примеров монографического издания, представляющего полностью творчество того или иного художника.

Остается лишь добавить, что выставка Александра Родченко в Манеже продлится до конца ноября.

Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи | Дневник похождений