Будем дружить бриллиантами

Эрмитаж в Кремле

 Пиотровский гордится тем, что привез в Кремль из Эрмитажа

Экспозиция

Игорь Шевелев

 

В Московский Кремль приехали драгоценности из «Золотых кладовых» петербургского Эрмитажа. На такой высокой ноте заканчивается вся программа празднования 200-летия музеев Кремля, державшая в приятном возбуждении любителей искусства весь 2006 год.

 

Концовка, действительно, получилась убедительная. Как сказал на открытии выставки Михаил Пиотровский, «Эрмитаж и Кремль внутренне связаны тем, что они не только уникальные хранилища сокровищ искусства, но сами по себе являются памятниками истории российской государственности». Между прочим, многие экспонаты и Оружейной палаты, и эрмитажных «Золотых кладовых» буквально дополняют друг друга. Петр I, создавая на берегах Невы европейскую, как он думал, столицу, перевел туда из первопрестольной часть собрания сокровищ Кремля. В Питере они и остались, войдя в будущую коллекцию «Императорской Галереи Драгоценностей».

Тогда ее основу, впрочем, составляли любимые царем-реформатором природные и научные редкости. Зато его наследники, начиная с Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны, насытили собрание предметами роскоши и уникальными драгоценностями, некоторые из которых можно посмотреть в Успенской звоннице Кремля до конца февраля 2007 года. Всего представлено около сотни экспонатов, каждый из которых имеет свою причудливую историю, а все вместе являют несколько экспозиционных единств.

Одним из таких единств может, например, быть «краткая история мирового золота». Золотые шедевры Скифии, античного мира, Китая и Западной Европы являют утонченную историю ювелирного искусства. Начало этой части коллекции было, кстати, положено разграблением древних курганов русскими «завоевателями Сибири». Кое-что удалось скупить у грабителей в начале XYIII века сибирскому губернатору М. П. Гагарину, однофамильцу нынешнего директора музеев Кремля. То, что он прислал в 1716 году из Тобольска Петру I, и составило основу потрясшей мир коллекции «скифского золота», часть которой можно увидеть на выставке. Самого губернатора, несмотря на добросовестность, ждала тяжкая судьба. Будучи обвинен политическими противниками в лихоимстве, Гагарин наотрез отказался признать свою вину, что сулило ему царское прощение, и был публично повешен, а родные его подвергнуты репрессиям и конфискациям.

На выставке есть многое, на что можно посмотреть, а, при случае, и над чем поразмышлять. Привлекает внимание золотой туалетный прибор Анны Иоанновны из пяти предметов или, например, ее же комплект конской упряжи со ста пятнадцатью колумбийскими изумрудами. Или часы с сапфирами из большого собрания карманных часов английской работы - Елизаветы Петровны. Вообще драгоценным, как показывает выставка, может быть все, - часы, табакерки, оружие, упряжь, туалетные и обеденные принадлежности, вплоть до «инструментов дантиста», как деликатно именуются специальные предметы для высочайшего ковыряния в зубах. Поскольку все это осталось в хорошем состоянии, можно предположить, что по назначению золотыми предметами пользовались на так часто, больше любовались и использовали для представительских целей.

Целенаправленно собирать коллекцию драгоценностей начала Екатерина II. Достаточно сказать, что одних камей у нее было только несколько тысяч. На выставке можно увидеть две из них, купленных у герцога Орлеанского, но каких! – двойной портрет герцога Феррары Альфонсо со своей женой Лукрецией Медичи, которых, впрочем, при покупке приняли за римского императора Пертинакса с женой Тицианой, а видом они ну сущие Отелло с Дездемоной. Тут же изящный «Амур-садовник». Много табакерок, несессеров, часов на шатлене, крепящихся к поясу, ларцов, шкатулок, подвесок и ожерелий, разглядывая которые на выставке и читая о них в роскошном каталоге, к ней выпущенном, можно многое узнать о высокой культуре драгоценных пустяков и излишеств, которые и должны украшать человеческую жизнь, доводя ее до внешнего совершенства.

Модницы обступают букеты цветов из золота, бриллиантов и драгоценных камней, - все это произведения выдающихся европейских мастеров Нового времени. На закуску можно оценить платиново-бриллиантовое сияние копии российских императорских регалий, сделанной фирмой Карла Фаберже к всемирной выставке в Париже 1900 года, а потом приобретенной Николаем II. Бриллианты и алмазы там насчитываются тысячами. С этой работы, между прочим, и начиналась всемирная слава Фаберже, получившего за нее от французов золотую медаль и орден Почетного Легиона. А за французами и наши подоспели с обожанием.

Надо сказать, что совмещение богатейших коллекций Эрмитажа и Кремля происходит в последнее время все чаще и все удачнее. После совместных экспозиций в Лондоне и Варшаве, этим летом была подготовлена выставка в Санкт-Петербурге к саммиту «большой восьмерки». Теперь – продолжение в Москве.

Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи | Дневник похождений