Абстракционисты, но хорошие

Президент привез искусство

 Итальянец Джетулио Альвиани и наш Франциско Инфанте

Выставка

Игорь Шевелев

 

В московском музее современного искусства на Петровке, 25 открылась экспозиция «Европейский неоконструктивизм. 1930-2000». Очень стильная выставка, которая к тому же проходит в рамках визита в Россию президента Словацкой республики Ивана Гашпаровича.

 

В свое время для молодых российских художников, начинавших в конце 1950-х – начале 60-х годов, стало невероятным открытием, что искусство, оказывается, может быть не только реалистическим. Разглядывая в западных журналах по искусству абстракции Хартунга, Мондриана и Вазарели, многие из них обрели свой личный путь в искусстве, отличный от кондового соцреализма.

Между тем, сами знаменитые европейские художники считали своими учителями в беспредметном искусстве Малевича, Татлина, Лисицкого, Габо и других деятелей русского авангарда начала 1920-х годов. Таким вот кружным путем через Запад мы, как обычно, обрели собственное достояние.

Европейский неоконструктивизм – ведущее направление в современном западном искусстве. Оно стремится к созданию и выражению «чистых пространственных форм». Все эти квадраты, ромбы, кружки, эллипсы на бумаге и в инсталляциях – словно опытное поле для разработок в области дизайна, архитектуры, а также уже и компьютерных и информационных технологий. И это именно то, что окружает человека в сегодняшнем мире, а вовсе не «очень похожие» фигуры репинского «Крестного хода в Курской губернии» или двухмерные идеологемы «современной исторической живописи».

Поскольку многие художники, представленные в нынешней экспозиции, родом из стран Центральной и Восточной Европы – из Венгрии, бывшей Чехословакии и Югославии, - то они прекрасно знают, что такое диктат соцреализма, хотя бы и с «человеческим лицом». Итальянец Джетулио Альвиани и  словак Милан Добеш приехали лично, давая на открытии выставки многочисленные интервью.

На самом деле, выставка состоит из трех разделов. Одна часть – это произведения мировых классиков неоконструктивизма, таких, как Соня Делоне,Йозеф Альберс, Лючио Фонтана, Виктор Вазарели и некоторые другие художники, имена которых не слишком известны наших любителям искусства. В данном случае, выставка играет очевидную просветительскую роль. Характерно, что большинство посетителей ее это молодые люди до тридцати лет, что, безусловно, внушает оптимизм. Эту часть экспозиции представляет братиславский музей Милана Добеша. Его коллега по искусству и собирательству, итальянец Джетулио Альвиани, показывает свою коллекцию произведений двадцати с лишним современных западных художников, которые вместе с ним работают в этом направлении изобразительного искусства. И, наконец, третья часть выставки подготовлена братиславской галереей «Комарт», представляющей современных неоконструктивистов из Чехии, Словакии, Венгрии, Польши. Все это крайне познавательно для наших художников и любителей искусства, - ведь вот оно: современное искусство, каким бы до сих пор непривычным для нас не выглядело.

Экспозицию очень уместно дополняет отдельный зал, посвященный творчеству московской группы «Движение», работавшей в первой половине 1960-х годов. Конечно, для того времени в СССР это был глубочайший «андеграунд». Таких художников, как Лев Нусберг, Франциско Инфанте, Римма Заневская и другие, даже диссидентами не считали, настолько диким выглядело все, что они делали. Но на самом деле, их творчество каким-то непостижимым образом находилось в русле самого современного мирового и европейского искусства. Сегодня оно невероятно высоко ценится на арт-рынке, продаваясь на западных аукционах за шестизначные суммы. При этом очевидно, что оно нуждается в более тщательном изучении. На выставке тот же Франциско Инфанте, например, узнавал свои работы в тех, что были выставлены под именами Нусберга и Акулинина. Пустячок, а неприятно.

Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи | Дневник похождений