Christies прирастают провинцией

Десант искусства в Самаре

 Миллиардер Леонид Михельсон был в центре внимания Christie's

Живопись

Игорь Шевелев

Самара - Москва

 

Один из самых известных аукционных домов мира Christies, предваряя «русские торги» в Лондоне 29 ноября, провел у нас в стране предаукционный показ двух с лишним десятков продаваемых полотен. И впервые этот показ состоялся не в столичном городе, а в Самаре.

 

Показы выдающихся полотен перед их продажей были единичны и в самой Москве. Разве что показали только что «Портрет Анхеля Фернандеса де Сото» работы Пабло Пикассо, вызвавший большой интерес. И вот теперь новый «десант» Christies - на сей раз на берег Волги. Более двадцати первоклассных картин Сомова, Серебряковой, Филонова, Анненкова, Б. Григорьева, непременных Айвазовского с Шишкиным, Поленова, Бакста, Машкова, Л. Пастернака и других знаменитых русских художников конца XIX – начала ХХ века были выставлены с 9 по 12 ноября в самарской галерее «Виктория».

Чтобы понять глубинный смысл этого события, стоит напомнить о первоначальной цене выставляемых на аукционе картин. Шишкинский «Сосновый бор под Вяткой» - поздний (1889 года) вариант аналогичного знаменитого полотна (1872 года) из собрания Третьяковки, - оценен в промежутке 900000 – 1260000 долларов, сомовский портрет племянника 1925 года за 360000 – 540000 долларов, а натюрморт работы Ильи Машкова 1923 года организаторы торгов, вспоминая заоблачные продажи этого художника в прошлом году, оценили для начала в 900000 – 1260000 долларов. И так далее. Понятно, что если эти картины привезли показывать самарским любителям искусства, то, наверное, не из просветительских побуждений, а для информации потенциальных покупателей.

В связи с чем имеет смысл рассказать, что картины в Самару привезены при финансовой поддержке ОАО «Новатэк», крупнейшего после «Газпрома» производителя газа в России, имеющего корни именно в этом городе. Из Самары и Леонид Михельсон, председатель совета директоров «Новатэка», находящийся где-то в третьей сотне богатейших людей мира. Он же известен как коллекционер русского реалистического искусства. В частности, та же галерея «Виктория», - выставочный зал европейского класса, а в иной такие картины и не привезли бы, - начинала свою деятельность в 2005 году с показа его личного собрания. Да и на ниве культурной благотворительности «Новатэк» известен, являясь спонсором ансамбля «Солисты Москвы» Юрия Башмета, сотрудничая с фондом развития Русского музея в Петербурге, организуя выставку «Крестьянский мир» в Историческом музее в Москве и показывая сокровища Кремля в той же Самаре. Так что партнера Christies выбрал не случайно. Как не случайно и то, что из Москвы на открытие выставки приехали эксперты и искусствоведы из Третьяковки, а также московские галеристы, имея в виду оценить вкусы коллекционера.

Между прочим, «русские торги» Christies в Лондоне в конце ноября не ограничатся лишь выдающейся русской живописью, представленной 235-ю лотами от Александра Орловского и Федора Толстого до Давида Бурлюка и Ильи Глазунова, чья картина 1973 года «Русский Икар» оценена в промежутке между 28 и 35 тысяч долларов. Кроме живописи, будут торговать иконами, русским прикладным искусством, книгами, рукописями, а также русской живописью как частью европейского искусства XIX века.

Выступивший на открытии выставки в Самаре Алексей Тизенгаузен, глава отдела русского искусства дома Christies, рассказал, как изменились цены на русских художников за те двадцать лет, что он ими занимается. Во второй половине 1980-х полотна Левицкого с трудом продавались за 6 тысяч фунтов, Репина – за 10 тысяч фунтов, Айвазовского – за 10-20 тысяч фунтов. В последние десять лет цены на них поднялись на пару порядков. Те, кто мог раньше купить все, что угодно и за небольшую цену, нынче кусают локти и проклинают свою недальновидность. Проблемой сегодня является не продажа того, что есть, а поиск картин русских живописцев, спрос на которые растет со скоростью, определяемой ценами на нефть и газ. Константин Сомов извлекается из частной коллекции под Парижем, Илья Репин отыскивается в Нью-Йорке, Николай Рерих – в Калифорнии, а в Японии всплывает первоклассная коллекция русской живописи, хозяин которой, видимо, не прочь подзаработать на нынешнем «русском буме». Нескромный вопрос, а какая будет цена Айвазовскому и Шишкину со всеми этими коллекциями, когда цены на нефть упадут, деликатно не задается.

Да и что толку заглядывать далеко. Каждые «русские торги» ожидаются с интересом: какой еще художник «выстрелит», подняв цену в десятки раз, как это было год назад с Ильей Машковым? Christies осваивает русскую глубинку и вспоминает свои «изначальные русские связи». Ведь тут целая история. Джеймс Кристи, друг Рейнольдса и Гейнсборо, провел свой первый аукцион еще в 1766 году. Через 12 лет Екатерина II при его посредничестве купила для Эрмитажа картины из коллекции Роберта Уолпола, в том числе, «Жертвоприношение Авраама» Рембрандта. Тот же Кристи через два года после казни мадам Дюбарри, фаворитки Людовика XY, проводит в Лондоне аукцион ее драгоценностей. На Christies по инициативе советского правительства продавали в 1927 году драгоценности российской короны. Например, брачный венец последней императрицы Александры Федоровны, украшенный 1525-ю алмазами старинной работы.

Так что нынешнее «русское направление» аукционного дома Christies имеет свою давнюю традицию.

Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи | Дневник похождений