Игорь Шевелев

 Поэт Константин Кедров у автопортрета Павла Челищева

Знакомьтесь, художник Павел Челищев.

 

В галерее «Наши художники» в поселке Борки на Рублево-Успенском шоссе открылась выставка русского художника-эмигранта Павла Челищева (1898-1957). Мало того, что это первая персональная выставка художника, чье имя только сейчас становится известно широкому кругу любителей искусства. Сама экспозиция – более чем представительна, включая свыше пятидесяти работ из частных собраний Москвы, Петербурга и Лондона. Причем, картины отражают разные этапы и стороны творческого пути художника. Но и среди них выделяется знаменитое полотно «Феномены», предоставленное организаторам выставки - Третьяковской галереей.

Эта картина, написанная Челищевым в Нью-Йорке в 1936-38 годах, - большая сюрреалистическая композиция с множеством зашифрованных символов и персонажей, среди которых можно узнать Гертруду Стайн, Сергея Лифаря, Игоря Стравинского, самого Челищева. По замыслу художника это некий живописный аналог дантовского «Ада», преисподней, - одна из визуальных формул строения всей вселенной, к универсальному выражению которой он стремился в своем творчестве.

Челищев происходил из древнего дворянского рода, восходящего к некоему Андрею Чело, посланному к Александру Невскому германским курфюрстом, наследником Антона III. Другой его предок был известен тем, что защитил на Куликовом поле своим мечом-челом Дмитрия Донского. Сам Павел Челищев появился на свет в родовом имении Дубровка у реки Жиздра в Калужской области в нескольких верстах от знаменитой Оптиной пустыни. В 1918 году по приказу большевиков отец будущего художника вместе со всей семьей был изгнан из своего дома. Павел Челищев оказывается в Киеве, где учится у Александры Экстер. Театральные работы занимают изрядную часть его творчества. В Париже он будет работать с дягилевским балетом, предложив для спектакля «Ода» по стихам Державина устроить на сцене мистическое движение сфер, одеть артистов в фосфоресцирующие костюмы, соединенные с центральной «Полярной звездой», - танцевать им было неудобно, в связи с возникло недовольство, в частности, того же Лифаря. Затем Челищев сотрудничает с балетом Баланчина, с хореографом Леонидом Мясиным.

Но это будет потом, а вначале Челищев, служащий картографом в белой армии, покидает Россию, - Стамбул, Берлин, Париж, Нью-Йорк, Рим, вот этапы его биографии. Он меняет страны и культуры, являя собой космополитического художника ХХ века, которому даже не припишешь приверженность какому-то одному направлению в живописи. Павел Челищев - и сюрреалист, и романтик, и абстракционист, и вполне «фигуративный» лирик, и метафизик-визионер. У него есть влиятельные друзья, он меняет стили, оставаясь всегда мастером, но, не прилаживаясь к требованиям галеристов, которые, как на рынке, ценят какой-нибудь один ярлык на творчестве художника. Но, например, портреты работы Челищева вызывают ажиотаж среди ценителей. Известный дирижер и коллекционер Геннадий Рождественский, сосед по Рублевке галереи «Наши художники», даже считает его портрет Джеймса Джойса «адекватным звучанию джойсовской прозы».

Долгое время имя Павла Челищева оставалось в СССР неизвестным, хотя здесь живут его близкие родственники: известный поэт Константин Кедров - его внучатый племянник и держатель архива. Любопытно, что челищевские «Феномены» подарил в 1958 году Третьяковской галерее близкий друг уже покойного тогда живописца, приехавший в Москву вместе с труппой Нью-Йорк Сити Балет. Возможно, в то время подарок показался нашим искусствоведам каким-то курьезом, о Челищеве тут мало кто слышал, картина почти сорок лет пролежала в запасниках. Но сегодня с развитием русского арт-рынка интерес к творчеству Павла Челищева растет год от года вместе с ценами на его картины. Большая выставка в Борках, которая продлится до конца января 2007 года, выход солидного каталога к ней, множество арт-критиков, коллекционеров и любителей искусства на вернисаже, - все это, безусловно, связано с нынешней рыночной ситуацией и рассчитано на нее. Все это должно взвинтить цены на Челищева на крупнейших мировых аукционах живописи.

«Геометрический» период творчества Павла Челищева в 1950-е годы словно синтезирует его символические искания. Работая на грани «живописной алхимии», он выявляет своими картинами тот чистый световой «Рай», который соответствует и третьей части «Божественной комедии» Данте. От тел остаются лишь световые каркасы. Человеческие головы выявляют «внутренние пейзажи» личности, все пронизано цилиндрическими структурами всего творения. Тело уходит в космос по кривой спирали. Энергетические импульсы фиксируются на стене в виде живописного полотна. Чтобы почувствовать их, достаточно побыть рядом.

Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи | Дневник похождений