Русский Уистлер
Россия – родина слонов и англо-американского классика живописи
Экспозиция
Игорь Шевелев
В Третьяковке открылась выставка «Уистлер и Россия». Грандиозная экспозиция заняла весь Инженерный корпус в Лаврушинском переулке. И не только потому, что этим проектом в рамках программы «Музеи мира поздравляют Третьяковскую галерею» завершается юбилейный год главного выставочного зала русского искусства.
По замыслу организаторов один из главных космополитических эстетов второй половины XIX века Джеймс Уистлер (1834-1903) показан на густом фоне русского искусства XIX – начала ХХ века от Карла Брюллова до Остроумовой-Лебедевой. В связи с чем на открытии выставки шутили, что Россия уже не только родина слонов и среднеевропейского климата, но и Джеймса Уистлера, классика американского и британского изобразительного искусства.
Поводом для такого неожиданного вывода послужил биографический факт из жизни художника. Когда ему было 9 лет, его отец, американский военный инженер, был приглашен Николаем I в Петербург для строительства первой русской железной дороги. Отец перевез в Россию всю семью. Несмотря на значительное жалование, жизнь здесь далась нелегко. Уистлеры лишились нескольких детей, сам глава семейства переболел холерой, что привело к ранней смерти. Но именно в Петербурге будущий знаменитый художник получил первые уроки рисования у малоизвестного Александра Корицкого, ученика Карла Брюллова, которому грунтовал его холсты. Именно с работ Корицкого и Брюллова и начинается необъятная «русская часть» экспозиции, где есть Репин и Шишкин, Айвазовский и Серов, Исаак Бродский и Алексей Явленский, да кого только нет.
Это, конечно, делает выставку в Третьяковке крайне неожиданной, к чему посетители, пришедшие посмотреть работы Уистлера, должны быть готовы. Между тем основные живописные работы самого художника были привезены из крупнейших музеев и частных собраний США и Британии. Знаменитая галерея Тейт вообще отдала в Россию «всего Уистлера», что у нее был. Восемь десятков работ – живопись, графика, рисунки на полях книг, письма и документы, фотографии и макеты, - все это, безусловно, дает представление о творчестве мастера, оказавшего огромное, как теперь выясняется, влияние на то русское искусство, которое мы считаем своей исконной классикой.
Джордж Уистлер, родившийся в американском штате Коннектикут, учившийся в Париже, выбравший для «жизни в искусстве» Лондон, был не только «типичным представителем космополитического искусства» второй половины XIX века, но и сам задавал этому искусству образцы творчества и поведения. Понятно, что для такого эксцентрика и эстета, который, по слову Маяковского, «брат хулигана», объявить себя русским или японцем, как это делал Уистлер, было в то время верхом эпатирования приличной публики.
В России Уистлера «открыли» - «мирискусники». Первая его выставка была организована Сергеем Дягилевым в 1899 году. Причем, Дягилев столкнулся с огромными трудностями, - картины Уистлера уже при его жизни ценились так дорого, что ни музеи, ни коллекционеры не хотели отдавать их на выставку «в дикую Московию». Кстати, картины Уистлера сегодня появляются на крупнейших аукционах крайне редко, и даже небольшие по величине работы уходят за миллионы долларов.
После выставки 1899 года Уистлер стал поистине культовым художником в России. На нынешней экспозиции досконально видно, как самые знаменитые картины от портрета Ермоловой Валентина Серова до автопортретов самих художников писались «по лекалам» Уистлера. Москвичи могли видеть картины этого художника еще пару раз, - ровно полвека назад, когда СССР прощался с «перемещенными ценностями», отправляемыми в ГДР, и примерно тогда же на ретроспективной выставке британского искусства.
Нынешний проект возник у руководителя отдела перспективного развития Третьяковки Галины Андреевой еще в начале 90-х годов. Полтора десятка лет пришлось ждать, пока не нашлось финансовое обеспечение этой грандиозной по своим затратам выставки «Уистлер и Россия». Свою лепту от российского государства вложило Федеральное агентство по культуре и кинематографии, обеспечившее «русскую часть» и печатание каталога. От правительства Великобритании деньги дал Британский совет, оплативший гигантские суммы на страховку. Немало досталось и спонсорам, - на перевозку произведений в Москву и обратно, на дорогие угощения гостям на вернисажах, на выкупленные каталоги для журналистов (которые им все равно не достались) и т. п.
Между прочим, именно Уистлер первым отказался от сплошной, шпалерной развески картин, - которые вешали на стены в несколько рядов, занимая все пространство снизу доверху. Именно так выглядела в конце XIX века и сама галерея Павла Третьякова, переданная им Москве. Уистлер первым начал вешать картины по одной и на уровне глаз. Более того, он начал включать картину в интерьер, как главный элемент оформления его. Последствия мы знаем: современная живопись стала элементом дизайна, цветовым нефигуративным пятном, - еще одна «трагедия эстетизма», которых в жизни Уистлера было предостаточно. А его знаменитая бабочка, которую он ставил на картинах вместо подписи, а музыкальные гармонии и формы его живописных «ноктюрнов» и «аранжировок» в серых и прочих цветах. Он даже затеял громкий процесс против знаменитого критика Джона Рёскина, который обозвал его «Ноктюрн в черном и золотом» - «банкой краски, выплеснутой в лицо зрителю». Процесс разорил, кажется, обоих, Уистлера так точно оставил без средств. Зато знаменитую картину, ныне хранящуюся в Институте искусств Детройта, зритель может посмотреть на выставке в Третьяковке. В общем, нынешняя экспозиция это то событие, о котором можно будет потом рассказать детям и внукам, - «и я там был(а)».
Первая
| Генеральный каталог |
Библиография |
Светская
жизнь | Книжный угол
| Автопортрет в
интерьере | Проза |
Книги
и альбомы |
Хронограф
| Портреты, беседы, монологи
| Путешествия |
Статьи |