На Восток и в провинцию
Михаил Швыдкой: в 2006 году было больно, но стыдно не было
Тенденция
Игорь Шевелев
В Федеральном агентстве по культуре и кинематографии прошла встреча Михаила Швыдкого и его заместителей с журналистами, где руководство Роскультуры подвело итоги уходящего 2006 года и наметило основные вехи года наступающего.
Прежде всего, Михаил Швыдкой отметил, что внимание СМИ к сенсациям и скандалам, вроде рутинной смены руководства в Театре Наций, оставляет в тени события поистине уникальные, как, например, открытие угро-финского культурного центра, первого в России после обретения Финляндией независимости.
Вообще же, 2006 год оказался богатым на юбилейные события, которые, в то же время, становились стержнем для актуального художественного процесса. Именно таким стало празднование 150-летия Третьяковской галереи, 200-летия Музеев Кремля, 250-летия русского театра, 100-летия Дмитрия Шостаковича. На фоне этих основополагающих дат русской культуры стало заметнее происходящее в современном искусстве, его внутренняя связь с нашей историей.
Из того, что происходило в минувшем году в области актуального искусства, глава Роскультуры особо отметил фестиваль современного искусства стран Шанхайской шестерки – «Роза мира». В этом ряду и фестиваль «Территория», организатором и художественным руководителем которого был Евгений Миронов, чье имя сегодня на слуху в связи с недавним назначением в Театр Наций. Кстати, именно последний должен стать в новом году особой гастрольной площадкой в театральной и культурной жизни Москвы.
Михаил Швыдкой подчеркнул, что в 2006 году активизировалась культурная жизнь в провинции. Это связано и с гастролями Большого театра в Новосибирске, и с гастролями Малого театра и МХТ по городам России, и с организацией крупнейшими столичными музеями виртуальных и реальных филиалов в провинции и проведением там выставок. Активно развивалась художественная самодеятельность и народное искусство в регионах, что связано, как с общей финансовой стабилизацией в стране, когда местные власти имеют возможность поддерживать коллективы, так и с внутренней потребностью личного и семейного участия в культурном досуге.
В числе достижений уходящего года можно считать открытие после реконструкции Александринского театра в Петербурге, уникального Центра детского творчества при ГМИИ им. Пушкина, где также был открыт Музей частных коллекций, а в старом его здании развернут музей новейшего искусства XIX-ХХ веков. Появился большой художественный музей в Челябинске, прояснилась ситуация с Большим театром, который должен быть открыт весной-осенью 2008 года. Удачей года можно считать и то, что, несмотря на перенос финансовой ответственности с федерального уровня на муниципальный, не сократилась сеть театральных, музейных, библиотечных учреждений культуры.
Череда важных зарубежных акций в области культуры формировала позитивный образ России в мире. Тут и проведение года России в Китае, и большая выставка Третьяковки в музее Орсе, которая показала, что наша страна это не только родина иконописи и авангарда. Проведение культурных акций в странах СНГ означало, что «гуманитарный рынок» между нашими странами не менее важен, нежели финансовый или энергетический. Много писалось о гастролях Мариинки, о выступлении Большого театра в Лондоне, о подписании 5-летнего соглашения между Большим и Ла Скалой. А русские сезоны в Японии прошли с таким успехом, что сегодня Михаил Швыдкой встречается в Токио с министром иностранных дел Японии по поводу соглашения о ежегодных таких фестивалях русского искусства. Так что движение нашей культуры на Восток и вглубь провинции можно признать едва ли не главным ее направлением сегодня.
И самое время сказать несколько слов о планах на будущий год. Это и «дягилевский сезон» молодых наших артистов в Париже, и II Биеннале современного искусства в Москве, и проведение года Китая в России, и, конечно, Год русского языка и чтения. Михаил Швыдкой отметил, что в библиотеки у нас в стране ходит больше людей, чем в кинотеатры. И хотя, к слову, кинопроизводство стабилизировалось и находится на высоком уровне, Роскультура в 2007 году особое внимание уделит развитию модульных сельских библиотек, как места доступа в интернет, получения аудио-информации, и воспитания, естественно, потребности в чтении.
Большим событием 2007 года станет музыкальный конкурс им. Чайковского. Большой театр поедет летом на гастроли в Казань. В Петербурге состоится театральный фестиваль балканских стран. Там же пройдет грандиозная художественная выставка «Славяне и Европа». Серьезные планы связаны с Калининградом, куда переедет даже часть московских кино- и прочих фестивалей. В ГМИИ им. Пушкина в начале года откроется большая выставка, посвященная культуре, истории и археологии эпохи Меровингов, причем, основу ее составит фонд так называемых «перемещенных ценностей». Короче, любителей искусства ждут большие и приятные сюрпризы и в новом году.
Дело Евгения Миронова
Мнение Михаила Швыдкого
Из первых уст
Игорь Шевелев
Когда говорят, почему назначили этого, а не того, почему Миронова, а не, скажем, Женовача, могу ответить, что Женовач отказывался от более заманчивых предложений, нежели недостроенный Театр Нации, которые мы ему делали. Сегодня мы не можем найти руководителей ряда очень серьезных театров. Проблема театра им. Вахтангова, которая сегодня остро стоит на повестке дня, свидетельствует о том, что никто никуда не бежит, никто не хочет надевать тяжелейший хомут главного режиссера театра, когда ты должен думать не только о постановке спектакля, но и о том, у кого нет квартиры, кто где живет, иногда – кто с кем живет, у кого какое настроение сегодня утром. Не хотят люди этим заниматься. Люди хотят ставить спектакли, получать свои гонорары и говорить: «Большое спасибо, всем до свиданья». Либо такие люди, как Женовач, создают себе замечательную студию молодых артистов, и она хорошо финансируется – без участия государства. И можно при этом ругать государство, а можно сказать, что государство создало такие условия, при которых частный спонсор может финансировать театр высочайшего класса. У того же Женовача своя сцена появится в середине будущего года на Большой Коммунистической улице, которую переименовали даже специально в улицу Станиславского, чтобы там был создан театр для молодых артистов.
Что касается Театра Наций. Если прочитать все, что пишется в интернете, то можно выброситься из окна. Но скомпрометировать человека может только сам человек, если сильно захочет. Я не буду никак квалифицировать то, что происходило в Театре Наций за последние 15-17 лет. Могу сказать только, что средств, которые выделялись на ремонт театра, было бы достаточно при некоторых иных хозяйственных подходах, чтобы реконструкцию закончить.
Но дело не только в этом. Я не хочу обсуждать Михаила Михайловича Чигиря, который профессиональный человек. Он получил от меня предложение другой работы. И это очень важно. Я предложил ему работу очень достойную, даже на вырост, я бы сказал, - место директора-распорядителя Малого театра по организации гастролей и фестивалей. В Малом театре такая потребность существует. Я договорился с Юрием Мефодьевичем Соломиным, что такую должность откроют, и Михаил Михайловича на нее пригласят. Михаил Михайлович отказался.
Мы считаем, что в Москве должна быть нормальная площадка для проведения крупных культурных акций – театральных, художественных, музыкальных. Такая площадка сейчас отсутствует. После того, как зал «Россия» снесли, выяснилось, что негде никому выступать. Выступления так называемых антреприз по выходным в репертуарных театрах да еще под маркой «коммерческих» - это пародия на коммерческий театр. Театр должен работать семь дней в неделю, и только тогда выяснится, коммерческий он или нет. А все, что делается у нас в антрепризе это наше доморощенное изобретение.
Но дело не только в этом. Отдавая должное театральным мэтрам и всячески помогая им, как и в кинематографе, и в живописи, уделяя основную заботу нашим академическим театрам, мы понимаем, что сегодня должно быть пространство, где 30-40-летние люди смогут реализовать себя в художественных поисках. У нас не существует перехода от молодого художника к выносу тела с орденскими планками. Был все время молодым художником, и вдруг выяснилось, что ему 80 лет. Это не может продолжаться.
Мы предложили Евгению Миронову возглавить Театр Наций не потому, что он провел фестиваль «Территория», а потому, что Евгений Миронов много лет занимается конкурсом и фестивалем, связанным с театром русской провинции. Мало кто знает, что много лет вручается специальная премия для лучших провинциальных театральных работ.
Вот это соединение, - найти человека, который хорошо знает русскую провинцию и сам вышел оттуда, хорошо знает русское реалистическое искусство и сам вышел из Художественного театра, и одновременно интересуется наисовременнейшими тенденциями искусства и театрального, и музыкального, и аудио-визуального, - такого человека найти очень трудно. И в Евгении Миронове это сошлось, как ни странно. Если мы не дадим возможности для реализации 30-40-летним людям, а еще лучше 25-летним, то без этого нет будущего, нет перспективы. Не случайно, появление молодых артистов Женовача в Москве колоссальным образом повлияло на все театральные рефлексии. Нам нужно место, где будут скандалы, дискуссии, где будут проблемные спектакли. И одновременно какие-то коммерческие постановки.
Кто-то написал, что мы назначили Миронова, чтобы продать театр. Бред, шизофрения. Поймите, мы – уходящая натура. Ну, сменится правительство, прогонят нас всех. Это нормальный, естественный процесс. Никакой менеджер не удержит здание в центре Москвы, его отнимут. Я Чигирю сказал это открытым текстом. А у Миронова отнять это здание, если там будет полноценная театральная жизнь, - не посмеют. Почему художника назначили, а не менеджера? Евгений Миронов ведь не менеджер. Ему нужен еще и директор распорядительный. Именно потому, что он удержит это здание для тех функций, для которых это здание было в свое время предназначено. А никакой менеджер через год это здание не удержит. Я говорю уже совсем грубые и открытые вещи, чтобы было всем все понятно.
Первая | Генеральный каталог |
Библиография | Светская жизнь |
Книжный угол
| Автопортрет в интерьере
| Проза | Книги и
альбомы |
Хронограф | Портреты, беседы, монологи
| Путешествия
|
Статьи |