От Гельмана до Церетели

Цена русского искусства только растет

Тенденции

Игорь Шевелев

Гельман продает работы Церетели

Главным позитивным событием 2006 года я бы назвал открытие при ГМИИ им. Пушкина музея искусства XIX—XX века («Дом импрессионистов») и уникального центра детского творчества «Мусейон».

 

На высоком уровне прошло празднование 200-летия Музеев Кремля, огромное внимание привлекли выставки драгоценностей «Дары императоров» из крупнейших музейных собраний мира и рифмующаяся с ней выставка «Дары вождей» в Новом Манеже, а также открытие нового экспозиционного пространства в Одностолпной палате Патриаршего дворца.

Запомнились события и к 150-летию Третьяковской галереи, особенно выставка шедевров из парижского музея Орсе, выставка «Уистлер и Россия», а также большая экспозиция живущего в Париже Эрика Булатова. Бюджет, выделенный Третьяковке, был огромен, и если бы не некоторая депрессивность руководства галереи, результаты могли быть и лучше.

Заметным художественным событием года стали «русские торги» в крупнейших мировых аукционных домах, рост цен на произведения русских художников XIX и особенно первой половины XX века. Следствием явились беспрецедентные предаукционные показы шедевра Пабло Пикассо в Москве и картин русских художников в Самаре.

Растущий интерес богатых людей к антиквариату и изобразительному искусству имел и оборотную сторону, с которой связан самый крупный скандал 2006 года, — кража предметов искусства в Эрмитаже. Ее долговременным следствием стала тотальная проверка музейных фондов страны, что практически парализовало их выставочную деятельность. При этом надо иметь в виду способ формирования фондов наших музеев в эпоху революций, войн и конфискаций, когда предметы искусства свозились телегами и мешками и не разбирались и не учитывались десятилетиями.

Кстати, тут же можно упомянуть и активную «легализацию» в 2006 году многих шедевров из числа «перемещенных ценностей», которые потихоньку входят в основную экспозицию в том же ГМИИ им. Пушкина. Этот процесс наверняка продолжится и в году 2007.

Из галерейной жизни не мог не привлечь внимание разгром «неизвестными в черном» выставки Александра Джикия в галерее Гельмана вкупе со зверским избиением самого галериста. Это случилось в разгар антигрузинской кампании и после ареста в аэропорту купленной западным коллекционером «сатирической» работы художников группы «Синие носы». В связи с чем событие получило в мире большой резонанс, добавив свою лепту в складывающийся в этом году образ России.

Из того, что не подлежит однозначной и рассудочной оценке, надо отметить грандиозную выставку Зураба Церетели в послепожарном Манеже.

В 2007 году прогнозируется рост цен на русское искусство, но не на российских аукционах, а на престижных мировых — Сотбис и Кристис. На смену большим выставкам к 150-летию Михаила Врубеля прошлого года придет эпохальная выставка «Дневник художника» нашего современника Дмитрия Врубеля в галерее Гельмана, которая по инерции вызовет скандал, лучший двигатель рекламы. Престижная «Stella Art Gallery» закроется, тут же открывшись в виде одноименного фонда для некоммерческих выставок. А весной обе художественные столицы сотрясет «Европа без границ. Эпоха Меровингов».  

Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи | Дневник похождений