Ревизионист Маша Трауб
Женский сериал новой писательницы
Книги
Игорь Шевелев
Отношения между людьми похожи на сеть. Вылез из одной с трудом, попал в другую. Возможно, романы Маши Трауб, популярность которых набирает обороты, именно об этом.
Говорят, что в издательстве нового автора выловили прямо из "самотека" и с ходу заказали три книги на шесть повестей. Только что вышла вторая из книг (Маша Трауб "Нам выходить на следующей". М.: АСТ, 2007). Через пять месяцев после первой ("Собирайся, мы уезжаем". М.: АСТ, 2006) и, видимо, за столько же перед следующей.
Для "рыночного писателя" это обычный ритм, - если читатель что-то полюбит, он хочет еще. Если же читатель знает, что книги будут выходить регулярно, то, даже если не полюбит, то привыкнет. Такой книжный маркетинг.
В случае Маши Трауб издательство могло не волноваться, - хоть это и не плодовитость Димы Быкова, но еженедельная колонка о "дамских заботах" в популярном финансовом издании, регулярные рецензии под псевдонимом и пр. приучили писательницу к творческой дисциплине. И еще к умению быть нужной читателю, знать, что тому нравится, оставаясь при этом самой собой, чтобы писать в полную силу, а не "на полусогнутых" - все это Маша Трауб.
Читая, соображаешь, что в ее книгах нет лишних слов. Может, это и не Довлатов, но тоже чувствуется школа лаконизма "новой журналистики". И собственное "ноу хау" - перетекание одних "женских историй" в другие, в третьи и так, иногда кажется, до бесконечности. Как если бы хорошие подруги встретились после лет разлуки и не могли остановиться, разговаривая, а случайный слушатель тоже прирос к месту, интересно ведь, когда и чем это закончится. Неужели, думает, все женщины такое друг другу рассказывают, зря он их не слушал.
В две уже вышедшие книги Маши Трауб вошли три повести, и каждая из них сделана на свой лад. "Собирайся, мы уезжаем" - об одной женской судьбе. Повесть "Глянец" - целый лабиринт историй, объединенных общим местом действия, - модным журналом. "Нам выходить на следующей" - о цепочке: женщина, ее дочь, дочь дочери - словно по эстафете передается личная неустроенность в меняющихся на дворе временах, - а на все это, как всегда, нанизываются боковые ветви, повествование разрастается кустами, никогда не кончаясь. Любовь, дети, нервы, психология, патология, разводы, - череда бесконечна, но каждый отрывок читается, как единственный на этом свете. Повести выстроены на диалогах, стремительны, да и сами люди, хотели бы остановиться, но их сносит движением судеб. И всюду страсти роковые, и не случайны названия книг, - слова мамы, обращенные к девочке: "собирайся, мы уезжаем", или "нам выходить на следующей", - жизнь это процесс, в котором, как в теории ревизиониста Бернштейна, движение все, цель ничто, только успевай поворачиваться.
Маша Трауб тоже ревизионист, как Бернштейн. Когда ее героине плохо, та задумывается, куда уехать. Можно спрятаться, в городе своего случайного детства, где, впрочем, оказывается еще хуже, просто невыносимо, и, значит, стоит вернуться назад - эта жизнь идет без остановок.
Проза писательницы легка, воздушна, а жизнь, в ней описываемая, похожа на стенку, которую не пробьешь. И всюду люди со своими судьбами, схожими с непереваренным анекдотом. И понимаешь, что книги Маши Трауб, как "Анну Каренину" или как разговор двух подруг сразу обо всем, - пересказать нельзя. Завораживает сам ритм чужой речи, не давая читателю оторваться. Или как игра цветных стекляшек в калейдоскопе, - вроде бы одни и те же: познакомились, переспали, она сказала, он обиделся, собрал чемодан, припарковала машину, мама оказалась в больнице, пришлось делать аборт… - но не повторяются они, что ли? Или вся литература, - это одна общая жизнь, но в разных комбинациях. В которой, как заметил классик, и это уж главное - все поправимо.
Первая | Генеральный каталог |
Библиография | Светская жизнь |
Книжный угол
| Автопортрет в интерьере
| Проза | Книги и
альбомы |
Хронограф | Портреты, беседы, монологи
| Путешествия
|
Статьи |