В 70-х – болтуны.
Николай Климонтович “Далее – везде”. М.: Вагриус, 2002.
Занимательность – вот первейшее свойство настоящего писателя. Только что вышедшую книгу Николая Климонтовича прочли, я знаю, уже многие. Причем, прочли, не отрываясь. Да, рассказывая о своей жизни, автор упоминает многих хорошо известных ныне людей. Причем, рассказывает с той дружеской легкостью, простотой и иронией, которая создает для читателя неотразимый эффект личного присутствия и отношений. Что для бывшего светского хроникера “Коммерсанта” вполне понятно.
“Далее – везде”, однако, отнюдь РЅРµ Рѕ светской жизни. Рто РєРЅРёРіР° Рѕ становлении молодого человека, который РІ начале 70-С… выбрал писательскую стезю, роль ловеласа Рё бонвивана РІ жизни Рё нежелание мараться Рѕ советские правила издательской РёРіСЂС‹. Р’РѕС‚ изначальные условия будущего уравнения. Отсюда выводится дальнейшее – литературная студия, нравы андеграунда, история подготовки подцензурных альманахов “Метрополь” Рё “Каталог”, первая Рё единственная книжка РІ “Советском писателе”, РєСЂСѓРі столичных денди, салонов, окололитературных дам Рё РЅРµ дам. Первый выезд РІ Штаты Рё знакомство СЃ тамошней СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ эмиграцией, закончившееся несколькими годами созданного РІ РњРѕСЃРєРІРµ первого Р±СЋСЂРѕ РЅСЊСЋ-Р№РѕСЂРєСЃРєРѕРіРѕ “Нового СЂСѓСЃСЃРєРѕРіРѕ слова”.
Повторю, удивительным образом книга Николая Климонтовича читается взахлеб, несмотря на кажущуюся “производственность” темы. Точно уловленные мелочи богемного быта 70-80-х годов увидены отнюдь не со сверхестественной зоркостью писателя-орла, но обернуты в такую точную и доверительную интонацию, что у читателя буквально мурашки бегут по спине от узнаваемости предмета.
Книга состоит из отдельных глав, поражающих множеством жанров и единством композиции, позволяющей говорить о ней, как о цельном романе. В ней мемуар соседствует с физиологическим очерком, некролог с мини-романом воспитания, сказка с социологическим исследованием доступности дам тех времен. Нет только пьесы, но автор, как драматург, увязывает все в единое действо.
Если первая глава “Горох” начинается с нелюбви Сталина к генетике, то, будьте уверены, что в ее середине герой книги сойдется в студенческом танце с внучкой Сталина в доме на набережной, где тут же проявятся все его предки с их рецессиными и доминантными генами, а повествование плавно перетечет Арбат, центровую богему, литературные опыты, неподцензурные альманахи и - через ученого, поведавшего об инопланетном генетическом коде, - утечет на тот свет, к нью-йоркской эмиграции, причем важно, что вся “американская линия” была уже в начале книги заложена прадедом автора, непонятно что в этой Америке делавшем.
По обилию персонажей “Далее – везде” - хроника своего времени и впору писать именной указатель, где спившийся поэт Леня Губанов соседствует с Довлатовым, а Сапгир и Мамлеев с диссидентом Анатолием Якобсоном и высаженным из машины за нарушение американских дорожных правил Василием Аксеновым. Всех не перечислишь, надо читать.
РќРѕ главное, повторю, РІ РєРЅРёРіРµ Николая Климонтовича это свободная интонация человека, помнящего, кто РѕРЅ Рё откуда, РЅРѕ РЅРёРєРѕРјСѓ РЅРµ обязанного. Рто РїРѕРєРѕСЂРѕР±РёС‚ РјРЅРѕРіРёС…. РќРѕ суть РІ том, что время кончилось. Началась литература. Рђ далее – везде.
Первая
|
Библиография
| Светская
жизнь | Книжный угол |
Автопортрет в
интерьере | Проза | Книги и
альбомы| Хронограф
| Портреты, беседы,
монологи |Путешествия
|Статьи |